В России вырос спрос на автомобили, ввезенные из Кореи в обход официальных дистрибуторов. Они стоят заметно дешевле моделей, которые выставлены в салонах дилеров. Расплатой за экономию является отсутствие гарантии на такие машины, отмечают эксперты. С какими еще проблемами могут столкнуться покупатели таких автомобилей, выясняли «Известия».
С приветом из Кореи
С начала весны импорт автомобилей из Южной Кореи в Россию, по данным корейских таможенных органов, увеличился в шесть раз. В эту статистику попадают машины, ввезенные как официальными дистрибуторами, так и частными лицами.
В начале мая правительство разрешило параллельный импорт автомобилей, однако в перечне марок нет брендов южнокорейских автопроизводителей. Таким образом, компании не могут ввозить в Россию машины, выпущенные в этой стране, без разрешения официальных дистрибуторов.
Тем не менее в последнее время на платформах онлайн-объявлений всё чаще стали появляться предложения о покупке корейских автомобилей «под заказ». Продавцы, оформляющие импорт на физическое лицо, обещают привести автомобиль Kia или Hyundai на 500–600 тыс. рублей дешевле, чем у официальных российских дилеров.
В одной из таких компаний корреспонденту «Известий» предложили приобрести за 3,4 млн рублей полноприводный кроссовер Kia Sportage нового поколения с кожаным салоном, климат-контролем и мультимедиа. Согласно прайс-листу на официальном сайте российского представительства Kia, автомобили в похожей комплектации обойдется в 3,8–3,9 млн рублей.
— Оставляете предоплату $1 тыс. Мы подбираем автомобили в Корее, привозим во Владивосток. После прохождения таможни и получения ЭПТС оплачиваете полную стоимость машины. Грузим автомобиль в контейнер, отправляем его по железной дороге в Москву, — сообщил «Известиям» менеджер компании по подбору автомобилей из Кореи, представившийся Дмитрием.
По его словам, из Кореи в Россию машину доставят за две-три недели, еще 1–1,5 месяца уйдет на доставку в Москву. Компания дает собственную годовую гарантию на автомобиль, подчеркнул продавец.
В другой фирме по подбору автомобилей пообещали привести из Кореи кроссовер Hyundai Santa Fe на похожих условиях за 3,6 млн рублей (у дилеров цены на эту модель начинаются с 3,96 млн рублей). По словам продавцов, если сделать заказ в ближайшие дни, то автомобиль будет в Москве примерно к Новому году. Однако в фирме предупредили, что «машин из Кореи и Японии сейчас много, могут быть задержки на железной дороге».
Всё есть у дилеров
Автомобили, которые предлагают привезти из Кореи, прежде выпускались на калининградском заводе «Автотор». Однако в середине весны, после того как начались сложности с поставкой комплектующих для их производства, российские представительства Kia и Hyundai получили новые одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на многие модели автомобилей, в которых заводом-производителем указаны корейские предприятия компаний.
Автомобили, собранные на этих заводах, появились в салонах официальных дилеров.
— У дилеров в наличии есть новый Hyundai Santa Fe и Genesis G70, выпущенные в Корее. Эти автомобили были завезены в РФ еще в I квартале текущего года самим импортером официально. По объему их количество сегодня составляет не более 10% от продаж по каждой модели, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков.
Судя по VIN-номерам автомобилей, которые есть в наличии (эти данные доступны на официальном сайте российского представительства Кia), дилеры продают кроссоверы Sportage нового поколения, собранные в России. Однако с учетом заявления председателя совета директоров «Автотора» Владимира Щербакова, предприятие в скором перемени прекратит производство автомобилей корейских брендов. В этом случае представительство Кia сможет поставлять в автосалоны новый Sportage из Кореи — соответствующий ОТТС компания уже получила.
В российских офисах Кia и Hyundai не смогли оперативно ответить на запросы «Известий» относительно поставок автомобилей из Кореи.
Экономия на гарантии
За более привлекательную стоимость машин, ввезенных из Кореи «под заказ», по сравнению с прайс-листами официальных дилеров, покупатели таких машин расплачиваются гарантией на них, считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
— На автомобили, ввезенные официальным импортером, действует фирменная гарантия. В случае ввоза машины по другим каналам гарантии либо вообще не будет, либо она от самого продавца, что в нынешних условиях маловероятно, — отметил он.
Кроме того, при покупке автомобиля, ввезенного в Россию по альтернативным схемам, эксперт рекомендует тщательно проверить все документы и убедиться, что автомобиль был растаможен по всем правилам. В противном случае в дальнейшем он может столкнуться с претензиями таможенных органов, напомнил Ян Хайцеэр.
Похожей точки зрения придерживается и независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, гарантийные обязательства при покупке заказанного в Корее автомобиля, зависят только от воли самого продавца. Кроме того, автомобили, которые возятся официальным импортером, адаптированы для российских условий, отметил он.
— Как правило, у таких машин более мощная защита двигателя, увеличенный объем бачка омывателя, возможны особые «зимние пакеты» с дополнительными подогревами, другие настройки ходовой части. На автомобилях, предназначенных для корейского рынка, этих опций может и не быть, — отметил он.
Доверяй, но проверяй
Юристы считают, что в случае поломки автомобиля, ввезенного в нашу страну в обход официального импортера, закон «О защите прав потребителей» позволяет его владельцу рассчитывать на гарантийный ремонт.
— Неважно, по каким каналам машины попала в нашу страну, производитель в любом случае несет гарантийные обязательства. Тем более что в данном случае речь идет о тех же самых моделях, что продаются официальными дилерами. Скорее всего, если такой автомобиль сломается из-за заводского брака, суд встанет на сторону покупателя. Другой вопрос, каким образом в нынешних условиях получится исполнить судебное решение, — отметил в беседе с «Известиями» адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
По его мнению, основной риск при покупке автомобиля «под заказ» заключается в большой вероятности нарваться на недобросовестного продавца. Количество мошенников увеличилось пропорционально росту популярности такого способа приобретения машины, подчеркнул он.
— Поскольку чаще всего схемы с покупкой заказанного автомобиля за границей предполагают предоплату, следует максимально внимательно отнестись к выбору компании, которая будет приобретать за рубежом машину. В этом вопросе точно не стоит доверять рекламе, лучше воспользоваться рекомендациями тех, кто уже покупал таким образом автомобиль, — советует Сергей Радько.
В противном случае есть риск остаться и без денег, внесенных в качестве аванса, и без машины. Такие случаи в последнее время стали встречаться всё чаще, подчеркнул он.