Найти тему
Просто Училка

Срыв контрольного диктанта в восьмом классе. Смешные и неприличные современные стоп-слова

Деликатная тема, товарищи. Однако замалчивать факты мы с вами не будем. Постарайтесь без лицемерия признать то, о чём я сейчас напишу. Может быть, тогда ситуация начнёт меняться в лучшую сторону и нам удастся вылечить нашу богатую, прекрасную и мудрую родную речь.

***

Показательный случай произошёл в одной школе. В восьмом классе случился контрольный диктант. Привычно возмущаясь, (а сейчас школьникам можно возмущаться, у них права есть), ребята, только что отбившиеся от ВПР, уныло расселись и приступили. Учительница размеренно диктовала:

"Солнце не так давно перевалило за полдень, но скрылось уже за лесом, и на делянку падала длинная зубчатая тень, кое-где прорезанная солнечными просветами. Старый лесник, миновав..."

"Лесосеку". Сразу после лесосеки и началось. Я своими глазами видела докладную от учительницы директору, где в сухом стиле было изложено, как после этого самого слова ученики стали смеяться, потом хохотать, а потом сорвали-таки диктант. Она собирается отказаться от класса. Довели.

Чтобы понять, почему это слово такое смешное, надо разделить его на корни, взять второй корень и присоединить его к другому, обозначающему одно нетрадиционное течение, которое в последнее время у всех на слуху.

Кто не понял – не подросток. И радуйтесь, самое трудное позади)))

Честно говоря, я бы постаралась избежать таких корней в классе, заранее зная, какой будет результат. Есть темы, к примеру, в алгебре, когда смешки и хиханьки неизбежны. Вспомните квадратное уравнение. Но если можно не говорить провокационное слово, то предпочла бы воздержаться.

Подросткам многое кажется смешным. Возраст такой. Они то краснеют, то хихикают, то печалятся, то носятся как оглашенные. Только поднимаемая проблема не касается одного лишь пубертатного периода.

Признайте: есть слова, которые были обычными, но в последнее время вы их избегаете, дабы не попасть в курьёзную или двусмысленную ситуации. Без лицемерия, помните?

Но тогда получается, что скоро нам, учителям, говорить будет нечего. Вот список наиболее приличных стоп-слов для учителей. Полный перечень привести не смогу, накажут меня. Нам на Дзене "кровать" худо-бедно можно писать, а вот синоним на букву "П" нельзя. Поэтому кратко:

Стоп-слова для учителей, чтобы не сорвать урок

"Вафля, голубой, радуга, жарить, конец, баян, соль".

Остальные слова будут в статье на сайте, специально для коллег, с целью ознакомления. Чувствительным гражданам не советую. Там я церемониться не буду.

До чего мы дожили! Приличные, нормальные, родные лексические единицы нельзя использовать, потому что могут неправильно понять! Безобразие!

Как произошло, что обычные слова окрасились нижепоясным, не столь отдалённым и запрещённо-препаратным смыслами? Двойное дно?! Двойные стандарты?! Раздвоение смыслов?!

Отсутствие цензуры. Когда в СССР была цензура, там надо было подбирать, вуалировать, вкладывать между строк, недосказывать, поэтому тексты были ровные, гладкие и информативные. Шутки были смешные и хлёсткие, сатира была остроумной, а фильмы... Как тут не вспомнить аллегоричные сказки Марка Захарова...

Сегодня что попало можно говорить.

А главное где попало.

Мыслимое ли дело! По центральным каналам такие фильмы показывают, такие передачи идут ужас! Ехала в машине, а там песня открытая пропаганда тех самых веществ!

На наших глазах речь искажается и извращается. И мы сами это допустили. А если дальше так пойдёт, то всё наше общение сведётся к двум-трём словам. А все остальные станут "смешными" и "неприличными".

Что делаю лично я: повторяю нужное мне "смешное" слово с непроницаемым лицом много раз подряд. На десятом повторении оно перестаёт быть смешным. Но нам, репетиторам, наверное, легче. Когда мне приходилось работать в школе, не было такого огромного потока не нужной детям информации. Стоп-слов было гораздо меньше.

У вас может возникнуть вопрос, откуда я, человек с двумя высшими, всё это беру? Откуда столько знаю "неприличного"? Много работаю с подростками и погружена в их проблемы. Такого могла бы рассказать мама дорогая. Но мы на Дзене, товарищи. Да и тайна это. Не скажу всё равно. Мне ребята доверяют.

Давайте уже пойдём в комментарии, обсудим неприличные и смешные слова.

Что нам с этим делать, как нам сохранить речь, чтобы она не исчезла? Кому надо, чтобы слов стало меньше?
Преднамеренное ли это воздействие на социум через искажение смысла лексики, или временное явление, вызванное огромным притоком не контролируемой и не сортируемой никем информации?
Идти ли учителю на поводу у этой тенденции, не произнося ничего лишнего? Бороться ли и ставить урок под угрозу срыва?

Жду ваших мнений и ваших стоп-слов.

Всё. Конец👍

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц