В театре имени «Моссовета» идут премьерные показы страшно-злободневного спектакля «Странник» по пьесе «Старик» писателя Максима Горького. Режиссером этой глубочайшей философской постановки стал режиссер Юрий Еремин. Главного героя – абсолютное воплощение трусливого человеческого зла, которому по жизни все должны, ярко и жестко сыграл Виктор Сухоруков.
Странник
Горький написал это произведение в 1915-м, но Еремин перенес действо в советский период, год не уточняется, но это где-то 50-е годы XX века. Это великое произведение написано на века, и когда бы его не поставили, как бы его не осовременили, суть не изменится. Режиссер вместе с актерами вывернули наизнанку перед зрителями самые лучшие качества и самые наихудшие пороки человека. Любить – так до гроба, несмотря на скелеты в шкафу. Использовать кого-то исключительно в корыстных целях, трусливо предавать при первой же возможности. Мстить просто так – ни за что, и даже убивать «на всякий случай» – лишь бы никто ничего не узнал…
За почти два часа без антракта, что длится спектакль, актеры держат зал в напряжении и показывают жизнь без прикрас – какая она есть, во всей многогранности взаимоотношений разных людей. Спектакль заставляет задумываться, переосмысливать, анализировать…
Сюжет развивается на строительстве технического училища. Серо-черные декорации, будка сторожа, пеньки, оставшиеся от деревьев, строительные леса и люлька.
Странник
Праздник, оркестр играет музыку, рабочие «обмывают» окончание объекта, каждому выписана премия в три рубля. И никто не задумывается, что за этим весельем наблюдает мерзкий Странник, он же Петирим, он же Антон (его ужасно натуралистично сыграл Виктор Сухоруков), вместе с его верной спутницей – Девицей, по имени Марина, судимой за убийство младенца (в блестящем исполнении Татьяны Храмовой). Они все высматривают, вынюхивают, обшаривают, подслушивают. Становится сразу понятно, что ничего хорошего от этой парочки ждать нельзя – мутные людишки, которые появились здесь не случайно.
Тем временем, застолье продолжается. К пиршеству на своей машине приезжает яркая роскошная полковница Софья Марковна (ее сыграла Евгения Крюкова), в которую влюблен руководитель стройки Иван Васильевич Мастаков (в исполнении Захара Комлева). Мастаков самодостаточный мужик, возвел уже не один объект, все хотят стать его друзьями и что-то поиметь, используя его авторитет, связи и благосостояние…
Странник
Мастаков встречается со Странником, который не говорит, что ему надо от строителя, постоянно уходит от прямого ответа. Ясно одно – он здесь ради Мастакова. Ведь Мастаков вовсе не тот, за кого себя выдает, как оказалось, он – Гусев. И когда-то в молодости по пьянке поучаствовал в драке, ему предъявили обвинение в убийстве и осудили на большой срок. Он всегда считал себя невиновным, поэтому через два года отсидки сбежал из колонии, сменил фамилию, и попробовал приносить пользу обществу. А сидел он как раз вместе с Антоном-Странником, осужденным за растление малолетних. И Страннику очень не понравилось бегство сокамерника. Он поставил себе цель, найти беглого Гусева и покарать, «взять все, что можно». И совершенно неважно, что Гусев никакого отношения не имеет к Страннику-Антону-Петириму, главное – испортить ему жизнь.
Из-за появившегося Странника Мастаков рассказывает любимой Софье Марковне о своем прошлом. Она не собирается сдаваться, решает сделать все, чтобы его оправдали, и мчит к своему знакомому прокурору.
Странник
Сам же Мастаков-Гусев не хочет никому причинить зла, втягивать в свое прошлое, и стреляется в строительной люльке. Девица в шоке, ведь Странник обещал ей, «что они уплывут на больших пароходах», а в итоге они остались ни с чем. Испугавшись лишней огласки, Странник убивает ее, а сам трусливо сбегает с места преступления – он не ожидал, что честный строитель покончит с собой. Кто будет следующей жертвой и сколько их уже было – история умалчивает, но очевидно, что не первая и не последняя…
После занавеса зрители делились впечатлениями, в основном обсуждали Виктора Сухорукова. Кто-то говорил, что он «никак не уйдет от роли в Брате», что «играет по-штампу». А я не соглашусь. Скорее зрители подсознательно пытаются наделить нового героя чертами из нашумевшего амплуа актера. В этом спектакле Сухоруков буквально обнажил и вывалил наружу мерзкие пороки человека, вел себя на сцене, как хотел, диктовал условия, не договаривая их, в наглую «принимал баньку» из-под самовара. Он был воплощением адского зла без тормозов, вызывал отвращение и ужас одновременно с первой минуты своего появления. Впрочем, у каждого зрителя свои впечатления, просто приходите, сами все увидите и сделаете выводы.