Женщина средних лет обратилась к старице Макрине. Что-то не то происходит в ее жизни. Энергии много, но дела у женщины не идут, хотя она и старается, действует. Будто без благодатны действия.
Старица попросила ее рассказать о своей семье. Все ли там нормально?
Женщину кольнул вопрос старицы, будто всколыхнул что-то болезненное в ней.
У женщины уже давно стала появляться ненависть на младшую сестру. Как она считает, заслуженная. Остановить себя не может. Ее стало раздражать и злить все в ней. Хотя раньше такого не было или было не в такой степени.
Обращалась женщина к молодому священнику. Тот дал ей стандартный ответ: «надо не держать зла, всех простить и любить». Но такой совет проще дать, чем исполнить. У нее не получается. Она даже каялась не раз в худом состоянии ее души, но состояние и жизнь не меняются.
Старица Макрина молча слушала ее, прикрыв глаза, перебирая в руках четки, творя в сердце своем Иисусову молитву и молитву к Пресвятой Богородице. Вскоре, ей было открыто от Бога, что весьма ужасное происходит с женщиной и в этой семье.
С Божьей помощью старица смогла ей помочь. Что же было?
Семья.
В детстве, с какого-то возраста, женщина попросила у родителей себе сестру. Очень надеясь, что у них будут дружеские добрые отношения. Родители исполнили ее просьбу.
Только не знала до поры времени она, с каким сердечным мотивом, желала ребенка ее мать. Та чувствовала себя одинокой. Мужа не особо любила, старшую дочь тоже. Считала их сухими, а ей хотелось доброго, отзывчивого ребенка. Себя мать считала неформальной главой семьи.
Намаялась мать с первым своим ребенком: непослушным, характерным ребенком была старшая сестра. Поэтому вторую дочь просила себе другую у Высших сил. Непонятных.
Верила ли она во Христа? Иконы в доме были, но веры Христу - нет. Скорее, мать была эзотериком. Отец, тот и вовсе был скептиком, сухим человеком и порядочным эгоистом.
Родилась у нее сестренка. Вроде и хороша, и сообразительна, но что-то было в ней ехидное, с высоким мнением о себе, себя она очень любила и баловала.
Родители всячески поддерживали ее, порой против старшей сестры. Это низводило старшую сестру. Младшая превозносится и ее превозносят. Ведь несправедливо. Обиды, злоба, боль в душе.
К счастью, старшую сестру любили в другой семье, ее двоюродной тети. Там к ней относились по-доброму, лучше понимали. Помогали и считали очень талантливым и хорошим человеком.
Вот и получилось так, что в своей семье – культ младшей сестры, а в чужой, она чувствовала себя самой собой. Но ведь у нее своя семья.
Старшая сестра была человеком верующим. Для нее Бог не был пустым словом или абстракцией. Бога любила. В самых трудных жизненных ситуациях не родители, а именно Бог помогал ей.
И она, несмотря ни на что, почитала своих родителей и тех родственников, которые у нее были.
Почитали ли ее в своей семье? Ей казалось нет. Но это было полуправдой. Ее просто меньше баловали и мать неявно выделяла превосходство младшей сестры над ней. Мол, младшая в меня пошла.
Сестра.
С годами младшая сестра стала еще лукавей и ехидней. Нет, она не делала зла, но она подталкивала ко злу, а сама будто бы находилась в стороне. Раздразнит, например, старшую сестру, та побежит за ней, чтобы наказать, а та на коленки к отцу и в "домике". Никто не тронет. Ехидна, да и только.
Даже мать сказала про нее: «змей искуситель». Сказать то сказала, но у матери была какая-то глубокая привязанность к младшей сестре, которая с годами превратилась в полную зависимость. Она даже жизнь готова была за нее отдать.
Старшей сестре казался этот культ младшей и такая душевная привязанность матери чем-то ненормальным. Ей казалось, что мать ее слепец, а сестра - поводырь слепца. Только ведет не к добру, не к спасению сей поводырь, а туда, куда поводырю нужно - в умиление поводыря. Если вместо иконы Христа в доме, думала старшая сестра, поставить икону младшей сестры, то это была бы реальная икона для матери. Вот на кого она молится и с кого пылинки сдувает.
Не безобидно.
Одно время, когда у старшей сестры все шло хорошо (а она была верующим, очень трудолюбивым и образованным человеком), то она и не обращала внимания на младшую. Но мать все время ей внушала, что она, как старшая, должна стать ей как мать. Почему? - звучал в сердце старшей сестры вопрос - чтобы и мне еще ее баловать? Но ведь я хотела подругу и добрую сестру, а не капризное, самовозвышающееся и исподтишка гадящее существо. Я не это просила у родителей!
Когда к младшей сестре пришла проблема в своей семье, мать смертельно переживала и всячески помогала ей. Хотя проблема возникла не на пустом месте. Младшая захотела, чтобы муж ее был для нее как мать ее: всепрощающий, ублажающий ее капризы и прихоти. Ему это надоело и он ушел. Сколько же проклятий послала ему мать их!
Мать тянула младшую сестру во всем: и в работе, и дома. Пристраивала ее везде и во всем ублажала. Младшая сестра избаловалась уже в своих капризах.
Звонит и требует: "готовь мне мой любимый салат". Та поворчит, а руки послушно делают. Придет младшая и еще раскритикует, что не так, как хотела. Но мать все равно души в ней не чаяла. И жизнь готова была отдать.
Нередко с возрастом, стали ругаться старшая и младшая сестры. Вторая подначивала исподтишка, с ехидцей, а первая честно и открыто реагировала. Один раз так, что старшей пришлось даже поругаться с матерью, которую несмотря ни на что она любила. Сильно поругаться. Мать стала опять защищать младшую сестру и винить старшую. В сердцах ей ответила старшая, и перестала общаться. Это был очень сильный и глубокий конфликт. Долго копившийся и выплеснувшийся.
Потом, в течение полугода мать их умерла, как сгорела, сгнила заживо от страшной болезни. Будто на пустом месте возникшей.
Однако, что удивительно, у младшей сестры после смерти матери, все пошло и наладилось без всяких ее усилий, а у старшей ничего не улучшилось, хотя та много старалась. И она еще злее стала на младшую. Откуда младшей такое благо идет? Чем заслужила?
Что увидела старица Макрина?
Старица молвила: антихристов грех пришел в семью. Грех искусителя и грех ненависти.
Младшую сестру нечистый сделал своим орудием. Да, она стала как змей – искушать других, и через это подначивать исподтишка на грех. Ей очень ловко удавались дьявольские уловки с близкими людьми. Не со всеми она могла провести такую уловку, но только с близкими. Младшая использовала все себе во благо. У нее даже не возникало мысли о покаянии. Напротив, она считала, как ловко она умеет.
При этом сама она не желала получать вред себе. И опять выкручивалась, как скользкий змей.
Но не бывает такого, заметила старица: тот, через кого приходит соблазн, как говорит Евангелие, столь же горек, как и тот, кто поддается на него.
Мать стала обожествлять сестру, делая из нее безгрешную и икону. Это есть грех перед Богом, ибо не сотвори себе кумира. Это творение кумира вредило не только самой матери, но и старшей дочери, и младшей. Мать впадала в безбожие, старшая сестра в ненависть, а младшая - в лукавство.
У старшей сестры пошло падение в грех, в антихристовый грех - ненависти. Христос - Любовь. Антихрист - ненависть. Стала усиливаться ненависть. Страшный грех, антихристов, поедающий главную добродетель - любви.
Верно замечено в Евангелии, что «враги наши – родные наши». Мать и младшая сестра знали психологические слабости старшей и, вместо того, чтобы по Божьему, Христову, не тыкать в них (ибо, кто безгрешен) – тыкали. Мать явно, сестра исподтишка, чтобы не подставиться самой. Но ей, старшей сестре, не хватало духовных сил, не отвечать, не злиться, не ненавидеть. Она постоянно искушалась и постоянно падала и еще больше начинала ненавидеть, то есть усиливать антихристов грех.
Так вот антихрист внес свою смуту в их семью: породив не поверхностный. а духовный конфликт двух сестер. Такое великое семя зла посеял в их душах.
То, что сейчас все «хорошо» у младшей сестры – результат языческой жертвы. Мать принесла себя в жертву за свою «икону», любимицу, взяла "удар" на себя, и получила столь страшную смерть. Это не благодать Божья, не свет, а идоложертва. Перед очами Божьими – это мерзость. И если старшая сестра завидовала ей, то такая зависть – искушение для нее. Завидовать нечему. Не Божье это.
Как только старшая сестра услышала от слов старицы и осознала это - грех зависти покинул ее душу. Завидовать дьявольскому? - упаси Бог.
Что посоветовала старица?
Ни в коем случае не проклинай и не желай зла младшей сестре. Не завидуй, не делай зла. Если можешь сделать добро – сделай. Христа ради и спасения своей души ради.
- А не сядет ли сестра на шею от добра? – спросила женщина, старшая сестра.
- Нет. Добро творится ради спасения своей души и Бога ради. Обязательно, желай сестре спасения, чтобы избавиться ей от этого дьявольского змеизма.
По доброму вспоминай мать, ставь свечи и молебны за ее упокой. Слаба она была, слепа духовно, что нашла себе такого лукавого поводыря. Но пусть Христос простит ей все ее грехи и примет в Свои обители.
- У меня не получается желать доброе, не хватает внутренних сил – честно сказала женщина.
- Глубоко вошел в сердце твое антихристовый грех ненависти. В первую и главную очередь кайся в нем, глубоко, до слез сердечных, и проси у Христа Его Любви. Молись перед Крестом Господним, который есть Крест любви. Христос отдан был Жертвой Любви, чтобы люди не творили таких языческих жертв во имя своих привязанностей, а спасались бы, любили бы друг, друга и не обижали.
Много молись, пост держи, любви Христовой проси у Креста Его любви жертвенного – и поможет Христос. Прими Его к тебе благорасположение через искреннее покаяние в сердце твоем. Поможет Он.
С тем, благословив, отпустила старшую сестру старица Макрина.
Послесловие.
Старица молилась и постилась несколько дней за грехи антихристовы в этой семье. С плачем великим перед Господом и Богородицей. На коленях. В келлии своей. И дерзновенно испросила милости Божьей.
Младшая сестра через много лет после этого, обрела глубокое страдание, впервые серьезно задумалась о Христе, пришла к покаянию. Это помогло душе ее.
К старшей сестре вскоре пришли те самые силы покаяния, которых ей не хватало. Пришли свобода и радость в ее душу, как отпустил ее грех антихристовой ненависти. После и жизнь наладилась. Ибо чистым сердцам Христос щедро подает благодать: в делах и жизни.