Найти тему

Визуальный словарь: Не было бы счастья, да несчастье помогло

В этой пословице нет устаревших слов, но ее смысл бывает сложно постичь и детям, и взрослым. Сегодня произошел эпизод, которым стал живым примером - самым настоящим "визуальным словарём" для второклассников.

Один из ребят на переменах несколько дней работал над рисунком. Кропотливо, аккуратно, усердно. Сегодня он оставил законченную работу на парте, а после перемены обнаружил её клочок в дальнем конце класса, а остальные части - варварски смятыми, разорванными и выброшенными в мусор. Учитель всю перемену дежурил в коридоре.

Первая эмоция юного художника - крик, слёзы, озлобленность. К сожалению, никто из класса не признался в совершении вандализма и подлости. Но зато сочувствующих этому ребенку оказалось много. На следующей перемене группой в несколько человек дети вместе с пострадавшим восстановили рисунок. Получилось еще лучше прежнего, да и быстрее.

Надо сказать, у этого мальчика был очень тяжелый и негативный опыт общения в другом коллективе. До этого момента у него не было возможности почувствовать поддержку и проявление доброты, готовности помочь со стороны других детей. Более того, их стремление исправить ситуацию через час проявилось в физически ощутимом результате - новом рисунке.

А у нас как раз сегодня занятие "Мир музея". Учитывая ситуацию, пришлось отойти от плана и поговорить и про "Данаю", облитую кислотой, и про "Ивана Грозного и сына его Ивана...", порезанного ножом, и про погибшие безвозвратно во время войны картины. Даже про Герострата рассказала, для большего масштаба.

Подводя итоги дня, мы с детьми пришли к выводу, что сегодня печальная судьба уничтоженного рисунка оказалась дверью к новым впечатлениям и пониманию, что хороших и добрых людей вокруг всё-таки больше. А тот, кто порвал и выбросил чужую работу - или тихонько участвовал в исправлении последствий своего злого и глупого поступка (пусть хотя бы пока так, если не хватило смелости признаться), или сейчас ушел домой в страхе, что его разоблачат, и тем самым наказал себя.

Сфотографировать коллективную работу не успела, автор унёс её домой. Поэтому в качестве иллюстрации размещу здесь картину замечательной грузинской художницы Нино Чакветадзе:

Нино Чакветадзе (2011).
Нино Чакветадзе (2011).

Действительно, иногда грустные и даже трагические события позволяют нам открыть что-то светлое и хорошее в себе, людях и жизни. А такие наглядные иллюстрации, которые нам дарит повседневность, учат искать позитив в любом происшествии и менять угол зрения по отношению к неприятностям.

#детская психология #визуальный словарь #вдохновляющие истории #сила искусства