Найти тему

Загадки улицы Ленина

Исторический центр Уфы таит немало секретов

Побывав на экскурсиях Андрея Янкина, на Уфу начинаешь смотреть по-другому. Фото: Альберт ЗАГИРОВ
Побывав на экскурсиях Андрея Янкина, на Уфу начинаешь смотреть по-другому. Фото: Альберт ЗАГИРОВ

Улица Ленина в Уфе, которую так любят горожане, не так проста, как кажется. На некоторые вопросы ответов нет до сих пор. На прогулку по самым интересным местам улицы Ленина и ее ближайших окрестностей корреспонденты «РБ» отправились с уже известным читателям газеты Андреем Янкиным, библиографом уфимской детской библиотеки № 17.

«Хрусталь» и «Синтетика»

Мы стоим возле дома, который, без преувеличения, знают все уфимцы, — это знаменитый «Хрусталь» на углу улиц Ленина и Революционной. Магазина под таким названием давно нет, но жители продолжают так его называть.

— Дом этот построили в 1964 году. Замечателен он тем, что это первая в Уфе девятиэтажка, причем с лифтом. До этого самым высоким зданием в столице была «восьмиэтажка», но лифта в ней не было, — поясняет Андрей Янкин. — Магазин «Хрусталь» открыли 22 февраля, и это был хороший ход: через две недели 8 Марта, есть теперь где покупать подарки.

Кстати, остановка сначала называлась «Магазин «Синтетика». Он располагался в пятиэтажке через дорогу и торговал нейлоновыми рубашками, капроновыми чулками, болоньевыми плащами. Это потом их стали продавать везде.

Дом слева от «Хрусталя», если стоять к нему лицом, построен раньше, в 1956 году.

— Этот стиль называют «сталинский ампир», хотя такого понятия нет. На самом деле глава государства дал команду архитекторам и градостроителям собрать в мире самое лучшее и построить для людей красивые и просторные дома, чтобы в них было хорошо жить, — отмечает наш гид.

Вскоре, впрочем, об указании забыли и начали строить пятиэтажки — унылые и убогие, типа той, в которой располагалась «Синтетика». А между тем лучшие примеры перед глазами были — ну хотя бы расположенное наискосок здание бывшего коммерческого училища 1910 года постройки (ныне авиационный техникум). Оно знаменито тем, что там размещались Ком­интерн и факультеты академии генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной армии.

Еще одной достопримечательностью этого места был табачный киоск возле остановки, который в народе считался частным. Продавец там работал, когда хотел, и часто отсутствовал, нарушая график работы. Зато здесь всегда можно было купить табачные изделия, которых в городе было не найти. Например, папиросы «Беломор» ленинградской фабрики имени Урицкого. Она работала только на Север, и этот табак считался лучшим. А кто-то хотел «Беломор» московской фабрики «Дукат» или сигареты «Ява», болгарские «ВТ». За ними выстраивалась целая очередь. А еще этот дядька принимал металлолом в виде консервных банок, обменивая их на крышки для домашнего консервирования. А попробуй-ка их найди в 1960 — 1970-е годы, — рассказывает Андрей Янкин.

Рассматриваем старую фотографию, где по улице Ленина идет трамвай — знаменитый РВЗ Рижского вагоностроительного завода, и вспоминаем, что здесь действительно когда-то были трамвайные пути.

— Это был первый в Уфе трамвайный маршрут — от Гостиного двора до железнодорожного вокзала. Его открыли в 1937 году. Одним из первых вагоновожатых был Сергей Зорин, в честь которого названо трамвайное депо, — поясняет Андрей Янкин. — Но в 1980 году линию с улицы Ленина убрали, и трамваи перестали здесь ходить.

Обменялись именами

Свое нынешнее имя улица Ленина получила далеко не сразу.

— В начале XX века часть ее называлась Центральной, а другая — Лазаретной. Потом она вся стала Центральной. В 1920-х годах ей было присвоено имя Петра Зенцова — революционера, первого начальника милиции и ЧК Уфы. Зенцов был известен своей беспримерной храбростью и честностью. Когда он был начальником ЧК, поступила жалоба, что во время обыска были незаконно изъяты ценности и их присвоил один из сотрудников, его близкий товарищ. Ценности были возвращены хозяевам, а виновный наказан по законам сурового времени, — поясняет Андрей Янкин. — В 1920 году во время командировки на Северный Кавказ Зенцов попал в засаду. Был тяжело ранен, отстреливался до последнего.

Хоронили его в Уфе: траурная процессия прошла от улицы Октябрьской Революции, где находилась ЧК, до нынешнего парка имени Якутова. Там его похоронили в братской могиле, это было последнее захоронение в ней. Все, кто там лежит, — железнодорожники, а он был выходец из них.

Кстати, улица Ленина в городе тоже была — сейчас она носит имя Зенцова. Названия им поменяли в 1937 году, когда в Уфу приехал секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов, и местные власти решили ему угодить.

Перевод с немецкого

Дом по улице Ленина, 47 знаменит тем, что здесь жили поэт Баязит Бикбай и филолог, переводчик, писатель Джалиль Киекбаев.

Именем поэта названа первая улица в микрорайоне Сипайлово. Есть в городе и улица Джалиля Киекбаева, она расположена рядом с улицами Бессонова и Дмитриева. Все эти три человека неразрывно связаны.

Петр Бессонов — русский филолог, фольклорист. Он собирал народные песни, в том числе башкирские, татарские, пытался составить башкирский алфавит. Его дело продолжил Николай Дмитриев, который считается основоположником башкирской советской филологической науки. Именно он был научным руководителем кандидатской диссертации Джалиля Киекбаева, посвященной фонетике башкирского языка.

— Киекбаев всю жизнь занимался немецким языком, он замечательный переводчик. Как профессор преподавал в Башкирском институте иностранных языков — да, был в Уфе такой. Но Дмитриев его уговорил стать тюркологом, — отмечает Андрей Янкин. — Нам он известен как писатель и сказочник — он писал детские сказки. А в мире его больше знают как переводчика. В 1930-х годах немецкий писатель Фридрих Вольф жил в Уфе и писал в Германию писателю Лиону Фейхтвангеру, что благодаря Киекбаеву сотни тысяч башкир познакомятся с немецкой культурой. Он, кстати, перевел одну из антифашистских пьес Вольфа — «Профессор Мамлок» — на башкирский язык, и она была поставлена на сцене башкирского драмтеатра.

К слову, начальник разведки ГДР Маркус Вольф — это сын Фридриха Вольфа. Он тоже жил в Уфе вместе со своей сестрой в годы Великой Отечественной войны и учился в разведшколе, которая располагалась в селе Кушнаренково.

Дежурный гастроном

В доме на углу улиц Ленина и Достоевского когда-то располагался дежурный гастроном. Всего в Уфе их было три: на улице Ленина, «Заря» на проспекте Октября и «Юбилейный» в Черниковке. Дежурные гастрономы работали до 23.00. Там можно было купить хлеб и другие продукты. Водку и вино вечером не продавали, а шампанское и коньяк — да.

Напротив гастронома, через улицу, размещалась ашхана. Ее знали далеко за пределами республики: в любом городе находились люди, которые, будучи в Уфе, отведали там куламу, учпочмак или чак-чак.

А в подвале этого дома находилась оформительская мастерская. Здесь собирались талантливые художники, и многие вещи были задуманы и созданы именно здесь.

Принимали в пионеры

Дом-музей Ленина был открыт в январе 1941 года и работает по сей день. Здесь детей торжественно принимали в октябрята, в пионеры, в комсомол.

— Нам всегда говорили, что в этом доме был Ленин. Но в перестройку краеведы начали доказывать, что это не так, — поясняет Андрей Янкин. — В феврале 1900 года венчанные супруги Владимир Ульянов и Надежда Крупская приезжают в Уфу: у Владимира Ильича ссылка в Шушенском закончилась, а Надежде Константиновне надо было отбывать оставшуюся часть ссылки. Для этого была выбрана Уфа. Сначала они жили в номерах на улице Пушкина, а потом Надежда Константиновна поселилась на нынешней улице Крупской, где и прожила всю ссылку. Дом этот не сохранился.

А дом, где сейчас музей, Надежда Константиновна выбрала потому, что летом этого же года сюда на пароходе прибыли мама и сестра Владимира Ильича и он сам, как тогда говорили — «на кумыс». Было две причины посетить Уфу. Личная была связана со знакомством родных Владимира Ильича и его жены: супруги планировали рождение ребенка, однако именно в Уфе Надежда Константиновна узнала, что никогда не будет мамой. И политическая — Ульянов хотел встретиться с местными революционерами-марксистами и создать здесь пункт распространения газеты «Искра».

В этом доме Ульянов и Крупская встречались с Цюрупой, Свидерским, Якутовым. Однако первая встреча с уфимскими марксистами и народниками прошла в другом месте — в двухэтажном доме на углу улиц Ленина и Чернышевского, в квартире Виктора Крохмаля. Дом чудом сохранился и сейчас соседствует с долгостроем. Как свидетельствуют воспоминания, на встрече был еще Осип Аптекман, врач местной психбольницы и очень интересная личность: он лично знал Короленко и Успенского.

Сёстры Кадомцевы

Дом, расположенный по соседству с гимназией № 39, тоже знаменит: здесь жили сестры Кадомцевы. Каждый уфимец знает улицу Братьев Кадомцевых, а вот про сестер — нет. Между тем в этой семье было 11 детей, и практически все они были революционерами.

— На улице Братьев Кадомцевых в общежитии сельхозинститута в 1982 году открыли музей. Одна из сестер была на открытии и передала в дар музею много вещей и документов. Сейчас никто не знает, куда подевались экспонаты — их нет ни в общежитии, ни в аграрном университете, — сетует Андрей Янкин.

Гостиница «Башкирия»

Гостиницу построили в 1939 — 1940 годах. Назвать ее хотели «Европейская», но в итоге остановились на «Башкирии». Во время войны здесь жили представители Коминтерна и среди них — секретарь Компартии Испании Долорес Ибаррури с дочерью Амалией. К ним на побывку после ранения приезжал сын Рубен. В 1942 году он погиб в Сталинграде, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В этой же гостинице жил и умер перед самой войной русский писатель Николай Крашенинников — потомок того самого Крашенинникова, который открыл Камчатку, и предок депутата Госдумы.

С чего начиналась «Родина»

Кинотеатр «Родина» изначально хотели назвать «Юбилейный». Он открылся в 1953 году и считался одним из лучших. Здесь было три зала, играл оркестр, продавали мороженое в креманках. В «Родине» проходили кинофестивали с участием многих именитых гостей.

Когда-то рядом стоял двухэтажный дом. Во время войны здесь в эвакуации жила жена Климента Ворошилова вместе с мамой. До приезда в Уфу самого Климента Ефремовича никто в этом доме не знал, чья это жена, настолько скромной она была. Они были бездетными и взяли на воспитание двух детей Михаила Фрунзе — Тимура и Татьяну. Тимур стал Героем Советского Союза, совершил воздушный таран и погиб в бою, а Татьяна окончила военную академию химзащиты Красной армии. Будучи профессором, доктором химических наук, приезжала в Уфу в 1970-е годы на международный симпозиум. Она до сих пор жива, ей 102 года.

Наш паровоз, вперёд лети

Дом рядом со зданием МВД по улице Ленина, 9/11 построен в стиле конструктивизма. Внешне он напоминает паровоз, и совсем не случайно.

— Это дом-коммуна. В нем не было предусмотрено кухонь, потому что женщина — тоже человек, она должна быть свободной, а не стоять у плиты, — поясняет наш экскурсовод. — Питались жители дома в столовой, здесь также был спортзал. И самое интересное, что это был первый газифицированный дом в Уфе. Потом, конечно, кухни в нем сделали, и от коммуны ничего не осталось.

Уфимский почтамт

Первый почтамт Уфы был на улице Пушкина, а в нынешнем его здании находился наркомат связи. А еще здесь размещался радиоцентр Коминтерна, откуда во время войны велась трансляция на всех языках Европы. Передающие антенны располагались на горе возле деревни Тужиловка. Кабель туда прокладывали вручную, и это было непросто: в узкую траншею глубиной полтора метра засыпали песок, укладывали свинцовый кабель, сверху кирпич, потом песок, засыпали землей и маскировали.

Подменили памятник

Все знают памятник Ленину в сквере у Гостиного двора. Однако изначально это был совершенно другой монумент — там Ленин стоит. Скульптору Менделевичу памятник заказали городские власти — напротив, на углу улиц Ленина и Коммунистической, размещался горсовет (ранее — городская дума). В январе 1924 года Ленин умер, в мае было принято решение поставить памятник, а в ноябре его уже открыли.

Это был один из первых памятников Ленину в стране. Менделевич делал его по фото, но Ильич оказался удивительно похож на реального. Для обустройства территории пригласили садовников из Ленинграда, и посаженные тогда липы радуют уфимцев до сих пор.

В 1938 году в Уфу приехал скульптор Меркуров. Памятник убрали и поставили другой, его работы, где Ленин сидит. В 1990-е годы его отправили на ремонт в Ленинград, а на место он вернулся только в 2011 году, да и то это был не оригинал, а копия. Что касается работы Менделевича, то она сейчас находится на территории завода «Гидравлика».

— Кстати, до всех этих событий на месте сквера находилась водоразборная колонка, куда подъезжали водовозы. Первый в Уфе водопровод появился благодаря градоначальнику Маллееву: воду насосами поднимали на водонапорную башню (она сохранилась, хотя и заброшена), а оттуда она шла самотеком, — отмечает Андрей Янкин. — Дубовые трубы, причем целые, в Уфе находят до сих пор.

Керосин от Нобеля

Двухэтажное здание слева от Гостиного двора принадлежало представительству братьев Нобелей, которое занималось продажей керосина.

— Если в фильме про Гражданскую войну приносят огромную бутыль с молоком или самогоном, она из-под керосина. Ее объем составлял 3,2 литра, а называлась она «четверть», — поясняет Андрей Янкин.

В 1919 году в здании размещался штаб военного строительства Восточного фронта, и командовал им военспец, бывший полковник царской армии Дмитрий Карбышев. В этом здании бывали Василий Чапаев, Дмитрий Фурманов, Маврикий Слепнев. Под руководством Карбышева восстанавливали мост через Белую — в мае его взорвали белые, а в октябре он уже был восстановлен.

Знаменитый фортификатор Дмитрий Карбышев принимал участие в создании оборонных сооружений Владивостока, линии дотов в районе Брестской крепости. Он вступил в партию в 1940 году. В самом начале войны попал в плен. Не поддавшись на уговоры немцев перейти на их сторону, принял мучительную смерть в концлагере. Герой Советского Союза, чье имя стало символом мужества, до сих пор не отмечен памятной доской.

А вот через дорогу на здании книжного магазина установлена мемориальная доска Николаю Блохину — книгоиздателю и книготорговцу.

— Сначала Блохин занимался продажей вина, держал пивзавод, который располагался на месте бывшего завода РТИ. Там делали шикарное пиво. Воду брали из озера (его засыпали в 1970-е годы), и в ней было большое содержание серебра.

Благодаря этому пиво не надо было консервировать. Да и барду в овраги можно было сливать безбоязненно, — поясняет Андрей Янкин. — Но нам Блохин больше известен как книготорговец. Открыл библиотеку в городе и занимался благотворительностью. Сделал состояние на том, что давал читать книги за небольшую сумму. Они были в дешевых переплетах и быстро окупались. У него была и вся периодика, которая приходила в Уфу, ее тоже можно было почитать за деньги.

Мороженое дяди Миши

Возле того же дома, там, где трамвай поворачивал на кольцо, стоял знаменитый киоск дяди Миши. На самом деле его звали Нисель Латнер, и он торговал мороженым с утра до вечера, зимой и летом.

— В магазинах мороженого нет — у него есть: он едет к директору молочного завода, и ему под честное слово выдают товар со склада. Он его грузит, везет, продает. В «Родине» заканчивается сеанс, все идут на трамвай, который, кстати, ходил до половины первого ночи, и обязательно покупают мороженое. Да и утром покупатели были, — рассказывает гид. — Мороженое у него было всякое — пломбир, шоколадное, сливочное. Единственное, чего у него иногда не было — одной-двух копеек сдачи. А когда под конец жизни он купил себе автомобиль «Москвич», злые языки говорили, что это на те самые копейки…

Дядя Миша стал символом города, потом в честь него назвали мороженое. Рисунок с надписью «Для прогулок и теплых встреч» для обертки сделал художник Анатолий Мелентьев. К сожалению, это мороженое выпускать перестали, но имя продавца не забыто и стало красивой легендой.

Напротив находилось не менее известное местечко — магазин «Чай», где продавали самые вкусные пончики.

— Салфеток там не было, как и штор на окнах — наверное, чтобы руки не вытирали. А рядом был магазин «Табак», в котором продавали папиросные гильзы и табак для любителей набивать их с помощью специальной машинки, и еще один — «Часы». Ну а здание бывшего «Детского мира», а потом «Макдоналдса» до революции принадлежало братьям Крестовниковым — известным продавцам мыла из Казани, — поясняет Андрей Янкин.

Сиделец — это не про тюрьму

Останавливаемся в сквере у фонтана «Семь девушек». Наш гид указывает на здание через дорогу, в котором располагается гостиница «Агидель».

— Когда-то здесь был дом, в котором родился и жил художник Михаил Нестеров. Он не сохранился, — поясняет он. — Отец был хлеботорговцем, и в Гостином дворе у него была лавка. Продавцов, которые торговали в лавках, называли сидельцами. Будущего художника тоже посадили торговать хлебом, но у него не оказалось таланта.

Что касается сквера, то раньше он носил имя Сталина, и здесь был памятник ему. Убирали его ночью, квартал был оцеплен милицией и военными. Все боялись народного гнева, но сейчас об этом уже никто не помнит.

Библиотека имени Крупской

В самом начале пешеходной части улицы Ленина находятся два примечательных здания. Дом по улице Ленина, 16 — бывшая гостиница «Метрополь». Рядом, на углу, находился магазин «Рыба», принадлежавший купцу Короткову и существовавший долгие годы после него.

Ну а дальше расположена знаменитая библиотека, которая когда-то носила имя Крупской, но впоследствии была переименована в библиотеку имени Заки Валиди. Она была построена в 1959 году и имеет стеклянный купол — в читальном зале светло без освещения. Сейчас там 3 млн единиц хранения, насчитывается 75 тысяч посещений в год.

— Как писал в своей книге «Россия во тьме» Герберт Уэллс, побывавший в Москве в 1920 году, большевики сделали главное — вложили деньги в образование и смогли накормить страну. Они объявили борьбу с неграмотностью, а ведь тогда две трети населения не умели читать и писать, — отмечает Андрей Янкин. — Но мало научить читать, нужно сделать доступными книги. И тогда принимается решение о создании в стране сети бесплатных библиотек. Во главе этого начинания стояла Надежда Крупская, она основатель советского библиотечного дела, под ее руководством создана лучшая библиотечная система в мире.

Так что имя Крупской библиотека носила вполне обоснованно.

Кстати

Рассказать обо всем, что мы узнали во время прогулки по улице Ленина, невозможно в силу ограниченности газетной площади. Экскурсии в рамках проекта «Тайны литературной Уфы» проводились бесплатно благодаря выигранному гранту президентского фонда культурных инициатив.

Знаменитая библиотека когда-то носила имя Надежды Крупской. Фото: Альберт ЗАГИРОВ
Знаменитая библиотека когда-то носила имя Надежды Крупской. Фото: Альберт ЗАГИРОВ

Представительство братьев Нобелей занималось продажей керосина. Фото: Альберт ЗАГИРОВ
Представительство братьев Нобелей занималось продажей керосина. Фото: Альберт ЗАГИРОВ

Несмотря на уверения некоторых краеведов, в этом доме Ленин действительно бывал. Фото: Альберт ЗАГИРОВ
Несмотря на уверения некоторых краеведов, в этом доме Ленин действительно бывал. Фото: Альберт ЗАГИРОВ

Автор: Галина ТРЯСКИНА