12 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. Этот событие Малый, «Дом Островского», отметит масштабно и с тем же пиететом, с каким театр всегда обращается с историей и традициями.
История Малого театра – Императорского, главного драматического театра страны – это по большому счету история российского театра длиною почти в три века, начиная с указа императрицы Елизаветы Второй, провозгласившей начало профессионального театра в России в 1756 году, до сегодняшнего дня, когда Малый, открывая 267 сезон, готовится к юбилею своего главного драматурга – «русского Шекспира» – Александра Николаевича Островского. 12 апреля исполняется 200 лет со дня его рождения. Этот событие Малый, «Дом Островского», отметит масштабно и с тем же пиететом, с каким театр всегда обращается с историей и традициями.
Александр Николаевич написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. Некоторые из них он сочинял, что называется, прямо на артистов, заранее предполагая, кто из труппы может создать тот или иной образ, характер, на сцене. Зачастую Островский присутствовал на читках пьесы, разбирая с артистами роли. И, конечно, многие из его пьес впервые увидели свет именно в Малом. Вот почему самые ожидаемые события сезона связаны с именем Островского. Но обо всем по порядку.
К 200-летию Александра Николаевича Островского в новом сезоне Малый выпустит три премьеры, среди них – спектакль «На бойком месте». Его поставит Андрей Цисарук. Штатный режиссер Малого театра, он берется за Островского не в первый раз. На малой сцене театра сейчас идут «Поздняя любовь» и «Доходное место». Оба спектакля, как часто бывает у Островского, о любви и о том, может ли она победить желание обогащения и материальной выгоды.
Деньги – одна из главных тем великого драматурга. Можно ошибочно подумать, что среда, в которой живут герои его пьес – купцы, разночинцы – определяют эту тему. Но на поверку оказывается, что пьесы Островского всегда о нас, вне контекста времени и социального статуса. Декорации к постановке «На бойком месте» впервые в Малом создает художница Нана Абдрашитова. Нана оформила несколько десятков драматических и оперных спектаклей в России и за рубежом, работала с разными режиссерами – от Марка Розовского, Тимофея Кулябина до Юрия Квятковского и Василия Бархатова.
Большой театральный праздник: Фестиваль Островского
С 1993 года Малый театр проводит фестиваль «Островский в Доме Островского», где театры из разных городов России и ближнего зарубежья показывают свои спектакли по пьесам Александра Николаевича. Весной 2023 года состоится 13-й по счету фестиваль, и он обещает быть особенным не только по причине юбилейной даты писателя, но и по другой, более прозаичной, – несколько лет его проведение откладывалось из-за пандемии коронавируса. За это время театр получил огромное количество заявок и в сентябре 2022 года выберет из них самые лучшие. 10 постановок по Островскому увидят две московские сцены, еще несколько спектаклей – сцена филиала Малого в городе Когалыме. Конечно, это будут совершенно разные постановки со своим уникальным колоритом, а это значит, зрители смогут поразмыслить над тем, насколько Островский актуален сегодня, и сравнить, как его трактуют театры с учетом географических и национальных особенностей. Поистине настоящий театральный праздник для ценителей!
Юбилей был бы не юбилей, если б не привнес нечто эдакое, чего раньше никогда не было, – театральные лаборатории. Режиссерские, актерские лаборатории – не в традиции Малого. Он всегда обходился без излишних событий, уводящих внимание зрителя от самого главного – репертуара театра с его упором на русскую и зарубежную классическую литературу (проверенный временем материал!) и бережным отношением к русскому языку, сохранению его правильности и столь непривычной для нас «красивости» звучания.
Но такое отношение к театру просто так не возникает – его нужно воспитывать. К примеру, через лаборатории. С декабря по март в Малом пройдут две: одна режиссерская – «Постигая Островского», вторая – детская, «В поисках весны».
В первом случае разбираться с Островским придется пяти молодым режиссерам, для чего театр готов им предоставить сцену филиала на Большой Ордынке и свои так называемые запасники – декорации и костюмы, которые не используются в сегодняшних спектаклях. Победителя ждет большая награда – право довести дело до логического завершения, то есть поставить спектакль по Островскому на сцене Малого театра.
С детской лабораторией все проще, но тем и труднее. В Малом уже несколько лет существует Детская студия, старшие группы студийцев были и раньше задействованы в отчетных учебных постановках, а некоторые даже на сцену выходили в настоящих спектаклях. Но в этот раз задача усложняется тем материалом, с которым им предстоит работать, – пожалуй, самым неоднозначным произведением Островского, сказкой, написанной в стихах, при этом полной мифов и аллегорий, – «Снегурочкой». Придется постараться, чтоб не заплутать в царстве Берендея!
Не только Островский
Режиссер Алексей Дубровский и художник Мария Утробина – тандем, который создает на сцене Малого театра уже пятый спектакль. Это говорит о полном взаимопонимании и моменте сотворчества – и результат не заставит себя ждать. В конце прошлого сезона, в июне, они уже выпустили Островского – яркую лубочную «Женитьбу Бальзаминова», а сейчас работают над Булгаковым – в репертуаре Малого появится «Собачье сердце». Одна из главных задач для создателей – уйти от фильма 1988 года режиссера Владимира Бортко, главным образом, в визуально-эстетическом плане. Для этого на сцене будет сооружена конструкция, в которой частично мы увидим и квартиру профессора Преображенского, наполненную вещами и звуками уходящей эпохи, где сама жизнь профессора – наследие прошлого, а за окном уже несется новое время с главенствующими Шариковыми и Швондерами.
Преображенского в спектакле сыграет народный артист России Василий Иванович Бочкарев, который этой знаковой для него ролью отметит свое 80-летие. Как всякий (неуместное для него слово!) мастер исключительного дарования, Василий Иванович способен творить в каждой роли, для каждой сцены у него есть сотни вариантов воплощения образа и тысячи инструментов, чтобы проникнуть в самое сердце зрителя. На такой спектакль всегда рекомендуют ходить не единожды, потому что никогда не знаешь, как все обернется в этот раз.