Найти тему

«Перемен требуют наши сердца»: философия группы «Кино»

Автор Глеб Андреев

Виктор Цой стал голосом поколения, который пел о переменах и объявлял свой дом «безъядерной зоной», — и мы до сих пор прислушиваемся к этому голосу. Какие темы в творчестве были для Цоя самыми важными? И о чем песни группы «Кино»?

«Песня без слов»

В «Песне без слов» группы «Кино», конечно, есть слова. Но ими не всегда можно выразить то, что хочется сказать. Когда определенные слова запрещены, приходится использовать другие, прибегать к метафорам и аллегориям.

Подобный образ возникает и в песне «Место для шага вперед»: «У меня есть слово, но в нем нет букв». Вся эта песня состоит из множества «но»: «у меня есть лес, но нет топоров», «у меня есть парус, но ветра нет». Отсюда и заключение Цоя:

Все, что мне нужно, — это несколько слов и место для шага вперед.

Что это значит?

Как сказал социолог Зигмунт Бауман, «Свобода — это не только отсутствие ограничений». Если нет никаких препятствий к выполнению какого-то действия, это еще не означает, что замысел можно осуществить.

Зигмунд Бауман
Зигмунд Бауман

Например, каждый имеет право летать, нам этого никто не запрещает. Однако мы все же не можем этого сделать, ведь у нас нет крыльев, да и авиабилеты не такие дешевые.

Помимо отсутствия ограничений, у нас должен быть еще и ресурс или, попросту говоря, возможность что-то сделать. Парус из песни Цоя бесполезен, когда стоит штиль.

Лирическому герою нужно «место для шага вперед», свободное пространство, в котором он может что-то сделать, что-то сказать.

Ему нужно всего «несколько слов», которые не будут подвергнуты цензуре. Но именно те слова, которые могут выразить его мысль, произносить нельзя. Поэтому в них «нет букв»: они все заменены на звездочки. Так что все, что ему остается, — петь «песни без слов».

«Застоялся мой поезд в депо»

Большое значение в песнях Цоя имеет тема пути и дороги, по которой он один за другим делает шаги вперед. Вспомните его строчки: «Странный стук зовет в дорогу», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «С тобой куда-то мы идем». Дорога — это внутреннее беспокойство, напряжение, стремление к чему-то иному. Даже погиб Виктор Цой, по официальному заключению, в дороге и с музыкой.

Тему дороги с особой стороны рассматривает американский футуролог Элвин Тоффлер в работе «Шок будущего». Он говорит о том, что современный человек стал гораздо более мобильным, нежели человек прошлого. Расстояние, которое он теперь преодолевает в жизни, сильно возросло. Почему?

Элвин Тоффлер
Элвин Тоффлер

Движение, по его мнению, стало не символом побега, а позитивной ценностью. Важна не цель, к которой мы движемся, а движение само по себе. Прикрепление же к месту — это ограничение свободы. Именно о свободе, возможностях, которые открывает дорога, поет Цой.

Мы, как и многие, сейчас в шоке и тяжело переживаем настоящее. Но мы хотим помочь вам пережить это время вместе.

Чтобы не впасть в оцепенение и продолжать делать то, что для вас важно, нужно заботиться о себе и хотя бы ненадолго переключать внимание.

Если вам кажется, что все бессмысленно и от вас ничего не зависит, курс о музыкантах, которые влияли на ход истории через творчество, может поднять ваш дух.

Мы открыли бесплатный доступ ко всем курсам на 7 дней!

«...Гореть звездой?»

Звезда — очень важная часть поэтики Цоя. Это одновременно высшая форма, к которой можно стремиться, и то, что зовет тебя, и ты не можешь не ответить на этот зов.

Неужели это тот самый моральный закон внутри меня, которым восхищался Иммануил Кант? Ведь Цой замечает: «Я не люблю, когда мне врут», «Я никому не хочу ставить ногу на грудь», т. е. его лирический герой хочет действовать в рамках человечности.

Цой постоянно задается вопросами. «Кем быть?» «Лежать камнем или гореть звездой?» И почему все же «я лишний, словно куча лома»? Многим людям сложно найти себя, потому что мы находимся во власти культуры.

Например, Зигмунд Фрейд считал культуру системой запретов. Семья и воспитание, общественная школа — все это формирует человека, но в то же время давит на него, заставляет вписываться в общество, где он лишь винтик.
-4

Жизнь каждого отдельного человека оказывается не так важна. Об этом Цой поет в песне «Муравейник»:

Муравейник живет, кто-то лапку сломал — не в счет… А помрет — так помрет.

Еще одна важная для Цоя тема — ночь или закат. Это конец, но в то же время ожидание нового дня, где есть надежда на перемены. Именно ночью видны звезды, которые указывают ему путь. Поэт ночью не спит, а живет. Утро же, с одной стороны, дарит ему надежду на то, что «будет хоть день, может, будет хоть час, когда нам повезет».

С другой стороны, в песне «Около семи утра» он поет: «Я знаю точно: завтра будет то же, что и вчера». Утро становится приговором, оно показывает, что ничего не изменилось.

«Играй, невеселая песня моя»

Цой — легенда отечественного рока. Музыкант, художник и даже лучший актер советского экрана 1989 г. — все это о нем. Группа «Кино» — не типичная рок-команда, играющая тяжелую музыку. Пожалуй, тексты Цоя куда «тяжелее».

Его песни нельзя назвать веселыми, они серьезные и полны размышлений. Даже в «Восьмикласснице» есть рефлексия. И все же в его текстах есть надежда. Камю задавался вопросом, стоит ли вообще эта жизнь того, чтобы быть прожитой? У Цоя есть на него ответ: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать».

-5

Узнайте, как музыканты меняли мир с помощью искусства, на нашем курсе «Русский рок». Неважно, заплатите вы или нет: за 7 дней вы успеете посмотреть то, что вам интересно, и отменить подписку.

Но если вам понравится, вы можете поддержать нашу работу и оставить подписку. После пробного периода она будет стоить всего 299 ₽ в месяц.

Правое полушарие Интроверта