Флориан Иллиес, «А только что небо было голубое. Тексты об искусстве»
Сборник статей и выступлений немецкого искусствоведа, автора бестселлера «1913. Лето целого века». Иллиес рассуждает в первую очередь о родном немецком искусстве от графа Гарри Кесслера до Готфрида Бенна и Георга Базелица, не проходя мимо романтизма и Каспара Давида Фридриха. Отдельного внимания заслуживает статья об итальянской деревушке Олевано, куда много десятилетий совершали паломничество художники («Олевано тебя никогда не отпустит»). Все это написано в неповторимом стиле Иллиеса, который узнает каждый, кто хоть раз открывал одну из его книг.
Саймон Морли, «Семь ключей к современному искусству»
Саймон Морли — один из сторонников теории о том, что «смысловая и выразительная структура произведения (искусства) — отнюдь не главный фактор его значимости для нас». По его мнению, куда важнее сам опыт встречи с искусством, так что Морли предлагает семь ключей для его понимания, от исторического до рыночного. Многим понравится скептический ключ, который затрагивает вопросы вроде «Насколько это произведение великое?» или «Большую роль играет художник-шоумен?».
Оссиан Уорд, «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство»
Еще одна книга, которая предлагает раскладывать произведение по полочкам для его лучшего понимания. Теория Уорда базируется на понятии tabula rasa — «чистая доска». Она, собственно, состоит из слова tabula: T — терпение, A — ассоциации, B — бэкграунд, У — усвоение, Л — лучше посмотреть еще раз, А — анализ. Из книги можно узнать, как автор «препарирует» произведения современного искусства по этим шести критериям.
Лео Стайнберг, «Другие критерии. Лицом к лицу с искусством XX века»
Сборник статей американского искусствоведа Лео Стайнберга, наконец-то переведенный на русский язык в 2021 году. В своих работах автор предлагает переосмыслить критерии оценки произведений, в том числе со стороны обычных зрителей, часто недоумевающих в залах современного искусства. «Мы вступили в период, когда история современного искусства подвергается радикальному пересмотру — в мастерской не меньше, чем в зале для семинаров, — и именно этому ревизионистскому усилию принадлежит сборник эссе Лео Стайнберга», — говорится в самой первой рецензии на книгу от The New York Times.
Сара Торнтон, «Семь дней в искусстве»
«Семь дней в искусстве» — это рассказ о мире искусства со стороны многомиллионных чеков и галеристов, «одетых полностью в черный Prada». Здесь и аукционный дом Christie's, и мастерская художника Такаси Мураками, и открытие Венецианской биеннале, и закулисье журнала Artforum, и другие приметы наших дней. Если вам интересно знать, как все устроено, но инсайдеры мирового уровня за обедом пока не встречались, то книга Торнтон точно подарит немало новых впечатлений. К слову, это одна из лучших арт-книг по версии The New York Times.
Пегги Гуггенхайм, «На пике века. Исповедь одержимой искусством»
Если Флориан Иллиес описывает факты и фантазирует на тему жизни начала XX века со стороны, то Пегги Гуггенхайм на страницах своей книги говорит от первого лица, то есть от лица главной покровительницы художников ХХ века и страстного коллекционера. «Исповедь» не теоретические знания, а прямая речь обо всем (в этом также состоит особенность языка и повествования): искусстве, любви, красивых платьях, поисках лучшего домика на лето в Европе и других драмах, без которых не обходится ни дня.
Художники, галереи, ярмарки: что происходило с арт-рынком последние десять лет
Эрлинг Кагге, «Как собрать коллекцию современного искусства и не разориться»
Книга для тех, кому недостаточно просто смотреть, а хочется уже обладать. Работа норвежского коллекционера и путешественника с советами начинающему собирателю современного искусства: как покупать, с кем общаться, где искать и что делать, если не готов тратить миллионы долларов. Также книга снабжена огромным количеством конкретных примеров как в галереях, так и в домашних интерьерах.
Уилл Гомперц, «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси»
Если вы только в начале пути и еще задаетесь вопросом «Да кто вообще считает современное искусство искусством?», покупайте книгу Гомперца. В ней понятным языком, без философских изысков автор рассказывает, откуда все пошло, почему «из песни слова не выкинешь», а вместе с тем дает читателям краткий курс культурных кодов-подсказок.
Борис Гройс, «В потоке»
Теоретик искусства и философ Борис Гройс размышляет об искусстве в эпоху интернета. Это интересная рефлексия о том, почему искусство стало производить не объекты, а события; почему для нас сейчас недостаточно просто жить, а необходимо продемонстрировать, что ты живешь; почему Средние века интересовались вечностью, Ренессанс — прошлым, модернизм — будущим, а наша эпоха интересуется преимущественно собой.