Авианесущие крейсеры зачастую вынуждены выполнять свои задачи, невзирая на штормовую погоду и высокие волны. И поскольку авианосцы являются фактически плавающими аэродромами, то у многих возникает вопрос: как все эти самолёты и вертолёты не скатываются прямо в воду за борт при сильном волнении?
Хотя метеорологи сейчас делают довольно точные прогнозы, и обойти шторм не так уж и сложно, но зачастую боевая задача для всего крейсера как раз и заключается в том, чтобы пройти свой шторм и отработать все свои навыки до автоматизма.
Так например некоторым пилотам вертолётов ставится задача - сесть на палубу раскачивающегося авианосца. Но если для подобного рода посадок и взлётов с так называемых нестабильных поверхностей в США есть целые школы с инструкторами, то как же быть с вертолётом который уже сел? Его же просто опрокинет прямо в океан, или он просто укатится.
Так вот на вертолётной площадке палубы авианосца есть специальные захваты для шасси. Они жёлтого цвета и похожи на обычные башмаки. Так вот они стационарно закреплены и пилоту нужно попасть в них колёсами, после чего лопасти несущего винта меняют свой угол, и возникает не подъёмная сила, а прижимная.
Однако шасси вертолётов не являются точками крепления, потому что они недостаточно прочные. И чтобы надёжно зафиксировать вертолёт к палубе авианосца, используют обычные цепи. Так на каждом вертолёте есть специальные проушины для крюков, которые как раз и являются точками крепления. И при такой фиксации каким бы ни был шторм или ветер, вертолёт не сдует с палубы, он не укатится и не опрокинется.
Также здесь нужно отметить, что вообще-то по хорошему всю эту авиатехнику принято прятать в шторм внутрь авианосца. Однако сам факт нахождения тех же палубных истребителей внутри авианосца ровным счётом никак их не оберегает. Если их не закрепить, то они просто начнут если не летать внутри, то уж точно кататься и постукаются друг об друга. И чтобы этого не произошло, их надёжно фиксируют цепями.
Чтобы более наклядно продемонстривать эти крепления истребителей к палубе авианесущего крейсера, давайте обратимся к опыту китайцев. И как можно видеть, это всё те же цепи, но держат истребитель они уже не за специальные проушиы, а за стойки шасси. И это связано с тем, что у всех палубных истребителей стойки шасси повышенной прочности, и поэтому они изначально задуманы как точки крепления.
Не секрет, что палубные истребители ускоряются и тормозят при взлёте и посадке специальными устройствами, которые как раз и дёргают их за шасси. Именно поэтому вполне логично крепить их к палубе за эти шасси.
Так вот если мы взгляним на эти китайские цепи, то возникает вопрос: а чего они розовые?
И как удалось выяснить, цепи иногда рвутся, даже не смотря на то, что они прочные и их по три на одну стойку. И чтобы все эти цепи визуально сильно бросались в глаза и резко контрастировали на фоне палубы, океана и самолёта, их покрыли розовым защитным полимером. Если такая вот розовая цепь порвётся, то не заметить это будет довольно сложно, и ремонтная бригада оперативно всё исправит.
Что же касается российских палубных истребителей, то они точно также крепятся к месту своего базирования на палубе цепями. Но их цвет оранжевый. И согласитесь, что оранжевый тоже неплохо контрастирует. Хотя на самой палубе есть оранжевая разметка.
А вот британский флот как-то не особо заморачивается с цветом цепей для крепления своих палубных истребителей. Они серые, как и всё вокруг. Видимо их цепи не рвутся.
Ну и наконец мы дошли до американских конвертопланов, которые также унифицированы под авианесущие крейсеры. Не секрет, что они складываются и раскладываются как трансформеры. У них даже лопасти складные. Так вот, чтобы они не укатились в океан, их крепят к точкам опоры на палубе тоже при помощи цепей и проушин на фюзеляже, по той же схеме, что и вертолёты.