Установлена ли приоритетность выбора региональным оператором определенного вида обращения с твердыми коммунальными отходами?
Отвечает ведущий юрист Центра Золотарь Ксения:
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п.п. 7, 8 указанной статьи Федерального закона зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
При этом зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Важно отметить, что на основании п. 10 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Также следует отметить, что согласно п. 2 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
При этом в соответствии с п. 5 сит. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Следует отметить, в соответствии с п. 1 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
При этом приоритетность выбора региональным оператором того или иного вида обращения с твердыми коммунальными отходами договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не закреплена.
Одновременно следует отметить, что на основании п. 3 ст. 10 ФЗ «Об отходах производства и потребления» Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1657 утверждены единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, устанавливающие требования в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений.
В соответствии с п. 3 Требований при выборе технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов и сочетаний этих технологических решений должна обеспечиваться их приоритетность в следующей последовательности:
- обработка твердых коммунальных отходов в целях выделения из состава твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации;
- утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала материального ресурса;
- утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала энергетического ресурса;
- обезвреживание твердых коммунальных отходов;
- захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 5 Требований выбор места расположения объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться с учетом схемы потоков твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в целях обеспечения максимальной экономической эффективности их функционирования.
В соответствии с п. 17 указанного нормативного правового акта расположение объектов обезвреживания твердых коммунальных отходов, на которых обезвреживание отходов осуществляется путем сжигания, определяется при разработке территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях, для которых отсутствует экономическая целесообразность обработки и утилизации твердых коммунальных отходов, в случаях если строительство объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов не представляется возможным в силу природно-климатических, географических особенностей таких территорий, плотности населения, проживающего на таких территориях, низкого уровня объема образования твердых коммунальных отходов.
На основании комплексного анализа положений Требований можно сделать вывод о том, что приоритетность выбора технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов реализуется путем определения наличия возможности последовательного применения видов обращения с отходами.
При этом в выбор способа обращения с твердыми коммунальными отходами должен быть обусловлен невозможностью использования соответствующего приоритета в последовательности, предусмотренной п. 3 Требований.
Также необходимо отметить, что выбор технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов может осуществляться исключительно региональным оператором, оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также субъектом Российской Федерации, при разработке территориальной схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом расположение объектов обращения с твердыми коммунальными отходами также определяется при разработке территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Экономическая целесообразность обработки и утилизации твердых коммунальных отходов определяется возможностью строительства объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов с учетом:
- природно-климатических, географических особенностей территорий;
- плотности населения;
- низкого уровня объема образования твердых коммунальных отходов.