Страшная история о таком, почти забытом сегодня понятии, как мужество.
Симпатичный паренек на следующей фотографии - тот же самый, что и на фотографии выше. Но до того, как он превратился в инвалида. Совершенно другое лицо...
Звали его Николай Алексеевич Островский (1904-1936 гг.), и старшее поколение, воспитанное в СССР прекрасно помнят его, его историю, и его автобиографическую книгу "Как закалялась сталь".
Эта книга стала одним из самых знаменитых произведений коммунистической литературы и десятилетиями оказывала огромное влияние на людей во всем мире.
Даже те, кто ее не читал, и об Островском не слышал (а сегодня, увы, таких людей все больше), часто цитируют фразу из нее:
Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не была мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее.
Несколько слов о его жизни.
Она без натяжек была героической. Николай родился в семье рабочего. Его образование - церковно - приходская школа, которую он окончил в 9 лет, ну и потом несколько времени провел в училище. Он рано пошел трудиться, в 13 лет стал активистом большевиков, в 1919 году, в возрасте 15 лет, вступил в комсомол, и сразу ушел на фронт добровольцем. Был у Котовского кавалеристом.
Уже в 16 лет был тяжело ранен в бою, в спину и в глаз. Именно после этого он начал слепнуть, и у него начались проблемы со здоровьем. Лечился. После госпиталя участвовал в ликвидации бандформирований.
В 1922 году, в 18 лет, участвовал в строительстве железной дороги, которая была очень нужна и строилась быстро и в нечеловеческих условиях. Там он заполучил сильную простуду, а потом тиф.
Только вышел из больницы - наступила осень, стужа, какие - то плоты застряли на реке, поскольку она стала замерзать. На спасение лесосплава отправили комсомольцев - Он был в их рядах и спасал лес стоя в ледяной воде, и это только очнувшись после тифа. Ну и все... Застудил все, что мог, организм сдался и он стал инвалидом. В 18 лет. Он не обратил на это внимание, и продолжил заниматься комсомольской работой, но болезнь было не перехитрить. Она прогрессировала и в 1927 году, в 23 года Островский оказался прикован к постели. Уже навсегда.
Так то если посмотреть - исключительно по той причине, что не жалея себя отправлялся на самые тяжелые участки работы, чтобы спасти дело революции. В прямом смысле: Партия сказала надо - комсомол ответил - есть!
Теперь у него развилось заболевание, имеющее сложное название, которое заключалось в болезни суставов. В итоге он оказался овощем. Слепым и обездвиженным.
И вот, полностью слепой и неподвижный, он изобрел специальный трафарет, и по этому трафарету написал практически автобиографический роман Как закалялась сталь. Он писал его с 1930 по 1934 год. Опущу детали, но уже в 1935 году этот роман произвел фурор. Автора осыпали наградами: приняли в Союз писателей, дали Орден Ленина, ему подарили дом в Сочи и квартиру в Москве, зачислили комиссаром в Политуправление Красной армии...
Роман многократно переиздавался и экранизировался, он был переведен на все возможные языки и десятилетиями, повторяю, вдохновлял людей на героические поступки.
Островский умер в 1936 году можно сказать всемирно признанным писателем.
Кроме этого романа он выступал на радио, писал статьи в газеты, писал еще один роман, который остался незавершенным. Но славу ему принес Как закалялась сталь.
Так вот. Все время пока он болел и боролся со своей болезнью рядом с ним были его жена и его мать.
Его мать, Ольга Осиповна Островская (1875—1947), была рядом с ним практически неотлучно с 1928 года, когда он, собственно, был уже абсолютно больным человеком. В их семье было четверо детей, и Николай был младшим.
Ольга Осиповна была женщиной малограмотной, но отличной рассказчицей, так что скорее всего свой литературный талант ее сын унаследовал от нее. Отец семейства часто уезжал по рабочим делам, так что детьми в основном занималась мать.
Как вспоминал сам Островский, она много работала на чужих людей, но при этом всегда успевала содержать домашнее хозяйство в образцовом порядке. В доме всегда было чисто. Дети всегда были в постиранной и заштопанной одежде. Именно она приучила их к трудолюбию и к тому, что не стоит пасовать перед проблемами.
Она с детства поддерживала увлечение младшего сына чтением. Именно ей он в детстве читал свои любимые книги.
Именно она каждый раз, когда он оказывался на волоске от смерти, бросала все, приезжала и сутками находилась у его кровати, выцарапывая сына из рук смерти.
И именно она осталась с ним до конца, когда он оказался полностью обездвижен.
Она вспоминала, что когда узнала, что Коля болен, и за ним нужен постоянный уход - все бросила, собралась за один день и уехала к нему. Он очень обрадовался, когда ее услышал, но пошевелиться не мог. А она была убита его видом, ее душили слезы, но она старалась быть веселой - рассказывала ему новости с родины, передавала поклоны от знакомых...
Он был совершенно беспомощен, и она написала мужу, что не вернется. так и осталась рядом.
У него были страшные ревматические боли. Мать находилась рядом круглосуточно, и старательно выполняла все назначения врача.
Она старалась накормить его повкуснее, и очень радовалась, когда ему становилось лучше и к нему возвращался аппетит.
У Островского изначально не было шансов остаться в живых, и то, что он продержался сравнительно долго и еще и смог написать роман - целиком и полностью заслуга его матери, которая была рядом и постоянно заботилась о нем.
А после его смерти она много ездила по стране с выступлениями о сыне, понимая, как важно людям знать - каким был этот мужественный человек. Она беседовала с посетителями его музея, и, в общем, продолжала его дело и как бы продлевала такой памятью и своими воспоминаниями его жизнь.
Вот и все.
Простая женщина, которая любила сына и была рядом с ним до конца.
Собственно - весь рассказ о ней. Такой короткий, и такой значимый.