Впервые платформа "Армата" была представлена публике на Параде наград 2015 года. В то время новинка вызвала большой ажиотаж. Представленные на выставке машины отличались множеством инноваций, от беспилотной башни до передовой системы активной защиты. Многие эксперты называют танк Т-14 первым из новых бронетанковых машин пятого поколения.
Армата, не требуется для обслуживания
Но шли годы, а "Армата" так и не появилась в армии. Десять предсерийных автомобилей были готовы к параду 2015 года, а к концу 2021 года в производстве находилось около 30 машин. За все это время "Армата" прошла испытания, в ее конструкцию и оборудование были внесены изменения, и Министерство обороны России неохотно решило заключить контракт на крупную партию, отдав предпочтение проверенному Т-90 и модификациям существующего Т-72.
В феврале 2021 года представитель Уралвагонзавода объявил о подписании контракта с Министерством обороны на поставку в войска около ста танков Т-14.
"Начиная с 2022 года, мы выйдем на постоянные серийные поставки этих автомобилей".
Андрей Терликов, главный инженер, Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения
Производитель также объявил:
"Это очень важный этап, через который предстоит пройти Т-14. Некоторые системы вооружения были усовершенствованы в ходе боевых испытаний так часто и так многократно, что их боевая эффективность возросла многократно."
Из чего знающий человек сделает вывод, что армия признает "Армату" непригодной к военной службе, по крайней мере, на начальном этапе.
Это означает, что как концепция перспективная платформа хороша, иначе в ее разработку не было бы вложено столько денег. Просто на данный момент "Армата" слишком сложна и дорога, и не настолько лучше проверенных машин, чтобы от всего отказаться и начать проклинать "Арматы".
Поэтому они исправляют мелкие недочеты, упрощают производство и внедряют новые системы. Армия делает все это, потому что может делать это как можно дольше, чтобы, когда придет время перевооружения, великий многофункциональный проект был готов, доведен до совершенства.
Так почему же "Армата" не используется в Украине?
На самом деле, большинство ответов на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, уже было сказано, но мы повторим его еще раз, чтобы подтвердить это.
1.
Примерная стоимость построенных на сегодняшний день танков Т-14 оценивается в 500 миллионов рублей, а модернизация Т-72Б3 - не более чем в 100 миллионов рублей. И хотя запас в семьдесят два танка не исчерпан, математика упорно говорит в пользу второго варианта. Пять хороших танков все равно лучше, чем один отличный, что уже доказал Т-34 в противостоянии с немецкими машинами во время Второй мировой войны.
2. стоимость неудачи
На войне не бывает войны без потерь, а это значит, что рано или поздно враг ударит по вам. Тем более что такой сладкий трофей особенно желанен, и враг сделает все возможное, чтобы заполучить его.
В таком случае то, что останется от танка Т-14, будет отправлено в США для тщательного анализа под микроскопом, и весь мир несколько месяцев будет трубить о поражении российского оружия.
Конечно, потеря одного танка, даже если это космическая техника, не наносит стратегического ущерба, но это большая сенсация для СМИ.
3. не панацея
Как потеря Т-14 не ведет к поражению России, так и его приобретение не ведет к стратегическому успеху. Количество танков все еще слишком мало, чтобы изменить исход или хотя бы существенно изменить скорость передвижения наших сил. Да, Т-14 хорош, но это не летающая тарелка, способная в одиночку противостоять целой армии. Таким образом, даже если "Армата" появится в Украине, ее применение будет ограничено несколькими очень точными вылетами на хорошо изученные позиции.
Итог:
Все это приводит нас к выводу, что "Арматата" использовалась в США не зря. Дни его славы еще не наступили, но одно только его название понравится многим любителям бронетехники.