Найти тему
Журнал «Компания»

Китайские бенефициары

Главная интрига в отношениях России и Китая — замещение западного импорта. Но рекордный рост товарооборота двух стран в первом полугодии связан главным образом с ростом стоимости сырья, которое наша страна поставляет в КНР.

В этом материале — ведущие игроки рынка, зарабатывающие на торговле с Китаем и другими странами Азии.

Иллюстрации: Юрий Реука / «Компания»
Иллюстрации: Юрий Реука / «Компания»

Товарооборот России со странами Азии может вырасти в течение 2022 года на $50 млрд. Такой прогноз дали весной в Русско-Азиатском союзе промышленников и предпринимателей (РАСПП), и он пока оправдывается. Но до сих пор, увы, не за счет замещения западного хайтека. За первые пять месяцев этого года российский экспорт в Китай вырос сразу на 46,5% — до $41 млрд, а встречный китайский импорт — на 7,2% до $24,5 млрд.

Более чем на две трети наш экспорт — это сырье, прежде всего, нефть, газ и уголь.

Доля несырьевого неэнергетического экспорта России в КНР по итогам прошлого года составила всего 25,5%, хотя аналогичный показатель для всего российского экспорта, по данным РЭЦ, достиг 39%. В обмен Китай поставляет в Россию все, что хоть немного сложнее полезных ископаемых.

Но рост импорта в 1 полугодии в шесть раз отстал от экспорта не случайно — китайцы боятся вторичных западных санкций.

Доминирование экспорта сырья в товарообороте России со странами Азии в целом отражает структуру отечественной экономики и скромный объем внутреннего рынка РФ. Неудивительно, что 8 из 10 российских лидеров по торговле с этим регионом тоже оказались сырьевыми экспортерами.

Игорь Сечин: Нефть для стран-друзей

-2

Нефть — основа российского экспорта в целом: до 2021 года она обеспечивала 30% поступлений в федеральный бюджет. Она же составляет основу экспорта и в страны Восточной Азии. Главным ее покупателем в регионе ожидаемо выступает Китай, а главным поставщиком — что тоже вполне логично — «Роснефть». В прошлом году флагман отечественной добычи поставил в эту страну 50 млн тонн нефти, из них 40 млн — по долгосрочным контрактам с CNPC. В этом году гонимая из Европы, но сильно подорожавшая Urals буквально наводнила рынки Азии.

Адресатами морских перевозок выступают в основном частные китайские НПЗ, которым нефть достается с большими скидками.

Скидка достигала этим летом $30 на баррель, что при цене около $100 составляло примерно 30%. При этом государственная CNPC пользоваться вынужденным русским дисконтом не торопилась — видимо, опасаясь все тех же вторичных западных санкций.

Активно пользуется русскими нефтяными скидками и Индия.

По майским данным компании Kpler, на которую ссылается Associated Press, поставки нефти из РФ в эту страну выросли с 12 млн баррелей за весь прошлый год до 60 млн в 1 полугодии текущего, только в мае туда направились около 30 танкеров из России. И если зимой Индия потребляла 100 тыс. баррелей российской нефти в день, то в мае — уже 870 тыс.

В итоге, как сообщил Associated Press ведущий аналитик Kpler Мэтт Смит, дешевая русская нефть вытеснила из Индии традиционную саудовскую и иракскую. Если до апреля НПЗ в Сике и Джамнагаре получали из России всего 5% нефти, то в мае ее доля на западном побережье Индии выросла до 25%.

При этом 20% топлива, получаемого в том числе из российской нефти, Индия поставляет в Европу и США по мировым ценам, имея двойную выгоду от ее фактического реэкспорта, отмечает Associated Press.

Западные санкции этому не мешают, так как никто не знает, сколько именно российской нефти в индийском дизеле. Долю «Роснефти» во всех этих поставках подсчитать еще труднее. Но есть основания полагать, что она значительна.

Положение «Роснефти» на азиатских рынках нельзя назвать безоблачным: ограничения со стороны США и ЕС вынуждают снижать объемы производства. 7 июля вице-премьер РФ Юрий Трутнев сообщил, что добыча на шельфовом проекте «Сахалин-1», где у «Роснефти» 20%, сократилась в 22 раза — с 220 тыс. до 10 тыс. баррелей в сутки из-за ограничения поставок западного оборудования, ухода американской ExxonMobil и отзыва страховок у обслуживающих судов.

Оставшаяся добыча на «Сахалине-1» тоже под угрозой, поскольку Россия в ответ на обещание Японии присоединиться к западному «потолку» цен для российской нефти ($40–0 за баррель) грозит полностью остановить ее поставки в эту страну.

А в середине июля власти Китая признались, что и они обсуждают с США потолок цен на российскую нефть.

Однако совсем отказаться от российской нефти — а это порядка 7,5 млн баррелей в сутки — глобальная экономика не может, поскольку свободных мощностей для замены такого объема в мире нет, отмечает эксперт по энергетике Сергей Вакуленко. Поэтому и федеральный бюджет, и «Роснефть» пока в ощутимом плюсе. Кроме того, в ответ на ценовой «потолок» со стороны недружественных потребителей Россия может ввести ценовой «пол» и просто остановить поставки, считает эксперт.

Алексей Миллер: сила в «Силе Сибири»

-3

Вопреки известным стереотипам, доля газа в экспортных поступлениях российского бюджета невелика — до пандемийного скачка цен это было всего 10%. Доля газа в доходах России от экспорта в страны АТР еще меньше.

В 2021 году «Газпром» прокачал по газопроводу «Сила Сибири» 10,39 млрд кубометров. Для сравнения: в ЕС за прошлый год монополия поставила 150 млрд кубов.

Тем не менее Китай остается главным азиатским покупателем газа, приближаясь по его потреблению к Евросоюзу.

И «Газпром» постепенно наращивает поставки в Поднебесную. Сейчас на этом рынке Россия сильно уступает Туркмении, которая в прошлом году прокачала в КНР 34 млрд кубометров. Однако за шесть месяцев 2022 года китайские поставки «Газпрома», по данным самой корпорации, увеличились на 63,4%.

В 2025 году «Газпром» обязан вывести «Силу Сибири» на экспортную мощность — 38 млрд кубометров в год.

Потенциала Чаяндинского месторождения для этого не хватает, но директор ИСАА МГУ Алексей Маслов уверен, что Китай согласится на прохождение второй ветки «Силы Сибири» с Ковыкты через Монголию, поскольку она пойдет в энергодефицитные северо-западные регионы КНР. В обозримой перспективе, по словам Алексея Миллера, трубопроводный экспорт газа в Китай превысит 130 млрд м3 в год.

Козырем «Газпрома» остается и СПГ-проект SakhalinEnergy («Сахалин-2»), где монополии принадлежит 50% плюс одна акция.

По данным GIIGNL, из 9,2 млн тонн газа, произведенного здесь в 2021 году, 5 млн тонн получили японские акционеры, 1,5 млн — корейские, столько же купил Китай.

Из-за ухода из проекта британской Shell и ценовых споров Москвы с японскими акционерами доля Китая может вырасти.

Мало того, если японцы уйдут, Россия может продать китайцам их доли. В марте поставки с «Сахалина-2» в Китай достигли 190 тыс. тонн, втрое превысив февральский уровень. «Переориентировать СПГ с Сахалина мы можем только в Китай, больше некуда», — уверен Маслов.

Но, похоже, японцы готовы оставаться в Sakhalin Energy даже после его национализации: российский газ (с «Сахалин-2» и с «Ямал СПГ» «Новатэка»), обеспечивает 9% японского рынка СПГ.

Леонид Михельсон: полимеры и СПГ

-4

Запрет ЕС на поставки оборудования, уход западных партнеров и политика отказа от российского газа в Европе серьезно ударили по «Новатэку». В апреле председатель правления компании Леонид Михельсон сообщил, что текущие вызовы осложняют реализацию проекта «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн тонн в год. В мае South China Morning Post сообщила, что из-за санкций Евросоюза пять китайских компаний также могут прекратить участие в проекте. Впрочем, отказа как такового пока нет.

ЧИТАТЬ: Биография Леонида Михельсона

На работе действующего завода компании — «Ямал СПГ» мощностью 19,5 млн тонн в год — санкции отразились меньше. В I квартале «Новатэк» снизил поставки СПГ на внешние рынки на 1,2%, мартовские поставки газа в Китай сократились на 62%, до 130 тыс. тонн. Но так как треть «Ямал СПГ» принадлежит CNPC и Фонду Шелкового пути, Китай продолжает стабильно принимать танкеры из Сабетты.

17 июня на ПМЭФ-2022 Михельсон заявил, что «Новатэк» готов переориентировать поставки на Восток.

В тот же день Kpler сообщил, что после майского ледового фальстарта компания возобновила летние поставки в Китай по Севморпути без ледокольной проводки. В остальное время года газовозы идут в Азию через Суэцкий канал.

В целом китайский спрос оставляет «Новатэку» емкую нишу. По итогам прошлого года Китай стал мировым лидером по потреблению СПГ, обойдя Японию. За тот же период Россия поставила в КНР 6,8 млрд кубометров сжиженного газа. Объемы поставок в I квартале 2022 года Sea News оценивает более чем в 1 млн тонн. Это немного, но свободных мощностей по производству СПГ в мире нет, напоминает Сергей Вакуленко.

Положение «СИБУРа», основным акционером которого также является Леонид Михельсон, стабильнее.

После слияния с ТАИФом он стал монопольным производителем и экспортером первичных полимеров в России и мировым лидером по выпуску изопренового каучука. Ключевым партнером «СИБУРа» является китайская Sinopec.

Ранее 60% продукции компания продавала внутри страны, половина оставшегося объема поставлялась в Китай, вторая половина — в СНГ и Западную Европу. Цифры текущего экспорта компания не раскрывает, но «Интерфакс» со ссылкой на данные китайских и вьетнамских СМИ сообщил, что 2021 году «СИБУР» продал 500 тыс. тонн полимеров и синтетического каучука в Китае и 50 тысяч тонн во Вьетнаме.

Санкции против «СИБУРа» запретили ввоз в Россию специальной химии, добавок и катализаторов. Это снизило объемы производства и сократило ассортимент. Но в компании утверждают, что по 95% позиций импортной спецхимии найдены альтернативы. Кроме того, «СИБУРу» удалось договориться с поставщиками сырья о заморозке цен.

Алишер Усманов: руда вместо стали

-5

Выпуск стали в России серьезно пострадал от западных санкций. По итогам 1 полугодия ММК сократил ее производство на 9,5%, «Северсталь» — на 7%, а НЛМК — на 1%. По оценке World Steel Association, в январе — июне выпуск стали в России упал на 7,2% до 35,4 млн тонн.

ЧИТАТЬ: Биография Алишера Усманова

Весной владелец «Северстали» Алексей Мордашов заявил о необходимости ежегодно перенаправлять на восток страны 4 млн тонн российской стальной продукции. Но под нее нет портов: 76% морской перевалки на востоке адаптированы под уголь и лишь 1% — под металлы. Кроме того, сильный рубль и высокая стоимость фрахта в Китай делают поставки нерентабельными, а конкуренты из Ирана и Тайваня обвиняют российских металлургов в демпинге из-за 30‑процентных скидок покупателям.

При этом в странах Восточной Азии хватает и собственных сталелитейных заводов. И это неплохо: они потребляют массу железной руды, в том числе российской.

По статистике ФТС, в 2021 году Китай импортировал в пять раз больше объемов руды, чем черных металлов.

Чемпионами по экспорту железной руды в Китай стали в прошлом году Михайловский ГОК «Металлоинвеста» (Алишер Усманов), Быстринский ГОК (Владимир Потанин), «Евразруда» (Роман Абрамович), «Геомайнинг» (Роман Троценко), Оленегорский ГОК (Алексей Мордашов), Ковдорский ГОК (Андрей Мельниченко).

В этом году на Китай ориентируются почти все производители руды и концентрата: поставки в ЕС упали с марта по апрель вдвое. Тем не менее, по оценкам независимого промышленного эксперта, доктора экономических наук Леонида Хазанова, крупнейшим экспортером железной руды в Китай и сейчас остается «Металлоинвест». Объемов поставок в открытых источниках, впрочем, нет.

При этом с логистикой у производителей руды такие же проблемы, как у металлургов. В нынешнем году экспорт железной руды из России может сократиться на 60%, до 10–1 млн тонн, из них в Китай — на 70%, до 3 млн тонн, говорит Хазанов. «Своего флота у металлургов нет, морской фрахт дорогой, а по железной дороге мы максимум 3 млн тонн и можем вывезти», — объясняет он.

Искандер Махмудов: медь

-6

Производство рафинированной меди в России составляет лишь 4% от мирового. Однако из-за малого потребления меди в самой РФ она является ее пятым по величине глобальным экспортером.

ЧИТАТЬ: Биография Искандера Махмудова

Порядка половины российской меди в прошлом году покупали Нидерланды, Германия и Турция. Но в разбивке по странам растет доля Китая, который потребляет около половины всей производимой в мире меди. По данным United States Geological Survey, Китай вышел на первое место и по поставкам из России.

В 2021 году Россия отправила в КНР 140 тыс. тонн рафинированной меди — 32% от общего объема экспорта.

Но это только прямые поставки. По данным Shanghai Metals Market, общий объем импортированной Китаем российской меди в прошлом году составил 390 тыс. тонн. По мнению аналитиков SMM, это значит, что российский экспорт меди в третьи страны и часть запасов Лондонской биржи цветных металлов (LME) в конечном итоге были тоже перевезены в Китай.

Около 42% общего объема меди в России производит «Норникель», 40% — УГМК, еще 18% приходятся на долю РМК.

Ежегодно эти три компании выплавляют около 1 млн тонн меди, из которых до 800 тыс. тонн экспортируется. Но учитывая высокую (95,79%) долю катодной меди в экспорте в Китай, основным экспортером в эту страну можно назвать «Уралэлектромедь», входящую в состав УГМК. Медный бизнес внутри этой группы подконтролен Искандеру Махмудову. Из $1,8 млрд, которые в 2021 году принес российским компаниям экспорт катодной меди в КНР, $1 млрд пришелся на «Уралэлектромедь», $387 млн — на «Норникель».

Высокие цены поддерживают и сложности экспорта меди из Казахстана и Узбекистана через Черное море, связанные с конфликтом на Украине. В марте спотовая цена тонны меди на LME достигла рекордных $10,73 тыс. Но извлечь выгоду из этого роста России будет трудно, считают аналитики S&P Global. По их мнению, снижение потребления российской меди в Европе побудит китайцев требовать от России скидки — как это уже происходит с нефтью.

Семья Мельниченко: уголь

-7

Угольный разворот России на Восток в связи с европейской политикой декарбонизации случился еще до конфликта на Украине. В прошлом году доля Евросоюза в общем экспорте российского угля (214 млн тонн) снизилась до 48,7 млн тонн, а в этом году из-за эмбарго Европа, по прогнозу «РМ Рейл», снизит его закупки до 23,7 млн тонн. При этом доля стран АТР в угольном экспорте России достигла в прошлом году 129 млн тонн, а доля Китая выросла на 38%, до 53 млн тонн, превысив европейскую.

ЧИТАТЬ: Биография Андрея Мельниченко

Топ компаний — экспортеров угля в Азию — в текущем году не изменится, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов. По оценкам РАСПП, крупнейшим экспортером угля, в том числе в страны Азии, в 2021 году был СУЭК Андрея Мельниченко. Это подтверждают и подсчеты гендиректора портала «Угольинфо» Игоря Таразанова за январь — сентябрь 2021 года. В этот период СУЭК поставил за границу 31,444 млн тонн, сильно обогнав конкурентов.

8 марта, за день до введения санкций ЕС против Андрея Мельниченко, он перестал быть бенефициаром траста, в управлении которого находятся акции СУЭК и «Еврохим».

Соответствующее заявление СУЭК и «Еврохим» сделали 10 марта. Против второго бенефициара траста, жены Мельниченко Александры, ЕС ввел санкции в июне. Пара уже оспорила решение европейских властей.

В тройке лидеров по экспорту — «Кузбассразрезуголь» (22,352 млн тонн, входит в УГМК Искандара Махмудова) и группа «Сибантрацит» (подконтрольна Альберту Авдоляну).

Если учесть показатели «Эльга-Уголь» (10,105 млн тонн), то Авдоляна можно назвать вторым по величине «королем угольного экспорта» после Мельниченко.

«Китай — это массовый рынок, который „ест“ все, поэтому на самом деле Китай не был интересен российским компаниям, у которых высококачественный уголь, — говорит собеседник журнала „Компания“ в отрасли. — Интересны были премиальные рынки, где за высокую калорийность и низкую зольность были готовы платить больше: Япония, Южная Корея, Тайвань. Но эти рынки в значительной мере оказались закрыты для российского угля после 24 февраля».

Отказ Японии и Южной Кореи от российского угля повысил не только значимость Китая. Индия в 2022 году может увеличить закупки в России с текущих 6 до 24 млн тонн. По оценкам Banchero Сosta, Индия в I квартале этого года впервые обогнала Китай по морским закупкам угля. При этом она сокращает его закупки в Австралии и Индонезии и увеличивает в России: в I квартале они выросли почти на 100%, до 2,2 млн тонн.

Однако развитие товарообмена со странами АТР упирается в логистику. Морских портов хватает: за последние пять лет более 80% угля поступали на экспорт через них. Но при этом у России нет своего крупнотоннажного флота, а РЖД не в силах удовлетворить потребности угольщиков: через железнодорожные погранпереходы экспортируется всего 14% угля.

Продолжение здесь

Подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить: Журнал «Компания»

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц