Найти тему
Народ Востока

«Приказ о проведении акции пришел из Москвы»: дело Лавона, крупнейший провал израильской разведки

«Операция по обеспечению безопасности, сомнительная с политической и моральной точки зрения, которая была безуспешно проведена за границей летом 1954 года и стоила жизни нескольких евреев, нанесшая политический ущерб Израилю и запятнавшая его честь», - из Еврейской энциклопедии.

Израильская разведка считается во всем мире образцовой – без сомнения, во многом, из-за слухов, которые она распускает о самой себе. Но за недолгую историю ее существования в деятельности этой спецслужбы было много провалов, и об одном из них мы сегодня поговорим.

В 1948-1949-х годах Израиль одержал победу в войне за независимость, разгромив армии пяти арабских государств. Молодая страна позвала домой евреев со всего мира, и на этот зов откликнулись сотни тысяч человек. Но перевес в ресурсах все равно был на стороне арабов, и правительство делало все, чтобы новой войны не допустить.

Когда в начале 1950-х годов в Египте была свергнута монархия и начался долгий переговорный процесс о выводе британской армии из зоны Суэцкого канала, это вызвало в Израиле серьезные опасения. Возможный уход англичан означал, что между египтянами и евреями исчезнет буфер, что несомненно вызвало бы начало новой войны.

Этому было решено воспрепятствовать любыми возможными способами. До сих пор неизвестно, кто отдал службистам прямой приказ, но военная разведка (не Моссад!) действовала за спиной премьер-министра. Операция, которая полностью провалилась, стала известна под названием дело Лавона в честь тогдашнего министра обороны. Ее также иногда называют Позорное дело.

Лавон и Моше Даян
Лавон и Моше Даян

Итак, за неимением нормальной резидентуры, чекисты решили привлечь к своим делам тех евреев, что проживали в Египте. Своя диаспора там имелась со времен Иосифа и его братьев, но основную часть египетских евреев все же составляли недавние мигранты из ашкеназов. Это были молодые люди из интеллигентных семей, которые так или иначе пострадали в ходе свержения королевской власти. Среди них были известный каирский хирург, профессор инженерии из крупнейшего в стране университета и даже бывшая участница олимпийских игр.

Планировалось нанести удар по американским и британским объектам, чтобы сорвать переговорный процесс. Предполагалось действовать «под чужим» флагом, то есть спихнуть ответственность на египетских патриотов, которые страстно желали изгнать из страны чужаков.

Одна из бомб была приведена в действие в почтовом отделении. Другая – в американской библиотеке. Они имели совсем незначительный заряд, вызвали небольшие пожары, которые быстро потушили. Жертв среди населения не было. Третью бомбу собирались отнести в кинотеатр, но она сработала, когда исполнитель нес ее на улице. Он сам и прохожие не пострадали, но агента сразу же поймали и передали властям.

Египетская полиция пришла домой к этому человеку, чтобы провести обыск, и нашла там сведения о других участниках операции. Один из них, сторонник коммунистической партии, во время задержания кричал о длинных руках Кремля и уверял, что приказ о проведении акции пришел из Москвы.

Марселле Нинио, та самая спортсменка с бомбой
Марселле Нинио, та самая спортсменка с бомбой

Два кадровых сотрудника израильской военной разведки успели тайно покинуть страну. Зато агентурной сети, которую они создали из местных, досталось по полной. Всего было взято тринадцать человек – все молодые люди в возрасте от 25-ти до 30-ти лет. Такая оперативность расслабленных египтян была вызвана тем, что их собственные службы к тому времени натаскивали беглые немцы. Выходцев из Германии было много в египетской армии, разведке и контрразведке.

Два человека из этого списка были приговорены к высшей мере, двое из них наложили на себя руки во время процесса, трое или около того полностью отбыли назначенные им сроки, а остальные были обменяны на египетских пленных после одной из последующих войн. Но их судьба была лишь меньшей проблемой по сравнению с грандиозным политическим скандалом, который случился в Израиле, когда стало известно, что спецслужбы действовали без приказа правительства.

Тогдашний премьер-министр Моше Шарет не знал о проведении операции, начальник штаба Моше Даян сумел избежать ответственности потому, что на тот момент находился за границей. Зато лишились своих постов глава военной разведки Биньямин Гибли и министр обороны Пинхас Лавон, которые точно обо всем знали и обвиняли в провале друг друга. Отношениям с Соединенными Штатами и Великобританией был нанесен большой ущерб, и на их восстановление ушли годы. А отставка таких высокопоставленных людей запустила сложные процессы, которые в конечном счете привели к серьезным изменениям в политической системе Израиля. Войны с Египтом избежать не удалось, и первая из них случилась уже через два года.

Кадры Суэцкого кризиса 1956-го года
Кадры Суэцкого кризиса 1956-го года

Лавон затем пытался добиться справедливости – поднимал вопрос о своем оправдании, и не раз. Но его усилия ни к чему не привели, и этот провал по-прежнему носит название «дело Лавона».

#евреи #израиль #разведка #спецслужбы #египет