Найти тему
ИНОСМИ

Atlantico: кризис Еврозоны вместе с растущими ценами на энергию не дает Италии выйти к стабильности

  © РИА Новости Александр Вильф
© РИА Новости Александр Вильф

В годы после Второй мировой войны Италия стала "примером успеха", пишет Atlantico. Но мощный индустриальный рост прекратился уже в 1990-х. А теперь новая беда: Еврозона и санкции против России втягивают Италию в общий европейский кризис.

В конце 1990-х ВВП на душу населения в Италии был выше, чем во Франции. Несмотря на сильные стороны, особенно промышленного производства, итальянская экономика переживает резкий спад за последние двадцать лет.

ВВП на душу населения

Итальянская экономика по-прежнему сохраняет сильные позиции, особенно в промышленном производстве, но мировой экономический кризис и кризис евро привели ее к заметному отставанию. Страна лишь недавно восстановила уровень ВВП на душу населения 1999 года. Итальянцы не стали богаче за последние два десятилетия. В период с 2007 по 2014 год ВВП на душу населения упал примерно на 13%. Это примерно то же самое что и в Испании, только в этой стране затем произошел значительный рост. Оживление в Испании было обусловлено главным образом ростом экспорта, связанным с сокращением затрат на рабочую силу в результате чрезвычайно высокого уровня безработицы, которая тогда превышала 20%. Италия, которая не испытала такого финансового взрыва, как Испания, не пошла по тому же пути и, тем не менее, она плыла по течению, что привело лишь к кратковременному росту во время восстановления мировой и европейской экономики. ВВП на душу населения в Италии все еще не достиг уровня 2008 года.

Итальянская промышленность

Италия остается важной промышленной державой с крупным экспортом в таких секторах, как точная механика, металлургия, автомобилестроение, а также текстильная промышленность и, конечно же, предметы роскоши. В стране по-прежнему сохраняется высокий уровень образования. Молодым итальянцам несложно найти хорошую работу и достойную зарплату, когда они эмигрируют в страны с более благоприятными условиями. На севере страны расположены ряд высоко прибыльных предприятий, прежде всего средних и частных, способных к внедрению технологических инноваций и переустройству. Но итальянским предпринимателям действительно очень мешает разросшаяся за время пребывания Италии в Еврозоне бюрократия. Что бы ни думал Макс Вебер о "протестантских истоках капитализма", на самом деле капитализм родился в Италии...

Помимо своей запутанной банковской системы, Италия страдает от снижения конкурентоспособности за последние двадцать лет и от необходимости синхронизировать всю свою экономическую деятельность с огромной бюрократией ЕС. Именно эта бюрократия заставила европейские страны снизить затраты на рабочую силу вместо того, чтобы повысить производительность труда и внедрять технологические инновации. "Антикризисное управление" способствует удержанию на плаву итальянской экономики и промышленности. Однако благодаря высокому уровню образования итальянцев и ряду успешных предприятий страна способна добиться реального экономического роста, используя современные технологии вместо того, чтобы прибегать к разного рода ограничениям.

А может, Италия живет не по средствам?

У Италии очень высокий коэффициент государственного долга, он составляет более 150% ВВП в настоящее время (по сравнению с примерно 120% во время кризиса евро). Но общий взгляд на ситуацию в стране указывает на то, что все не так ужасно, как может показаться. Значительное положительное сальдо торгового баланса часто превышало 2% или даже 3% ВВП за последнее десять лет, как и сальдо текущего платежного баланса. Итальянские обрабатывающие отрасли долгое время представляли собой образец инноваций, пока в 1999 году не начался длительный период низкой конкурентоспособности Италии. При этом у Италии неплохой внешнеторговый баланс: страна в целом не находится в положении должника по долговым или инвестиционным обязательствам по отношению к остальному миру. Это объясняет, почему рейтинг итальянского долга оставался вполне приличным на протяжении всех кризисов, учитывая высокий уровень государственного долга. Таким образом, отношение Италии к финансовым рынкам сильно отличается по своему характеру от отношения к крайне несбалансированным экономикам, которые стали причиной кризиса евро и жесткой экономии.

Заработная плата в Италии

Италия следовала нормальной эволюции своих затрат на рабочую силу во время введения евро и в последующие годы, как и большинство стран-членов ЕС. В то же время в 2000-х годах в Германии инфляция была гораздо ниже, что в рамках валютного союза напрямую приводит к увеличению различий в конкурентоспособности за счет стран с более высокой инфляцией. Отягчающим фактором является то, что с середины 2000-х годов Германия встала на путь урезания заработной платы, вдобавок к очень низкой инфляции. Таким образом, с 1999 по 2008 год номинальные расходы на заработную плату в Германии не увеличивались, тогда как в Италии эти затраты росли примерно на 30% (а во Франции — на 20%). Впоследствии страны, наиболее подверженные глобальному финансовому кризису (особенно в сфере недвижимости), а затем и кризису евро (например, Испания) встали на путь впечатляющего урезывания расходов в попытке восстановиться за счет экспорта недорогих товаров. Но вот Италия не встала на этот путь продажи недорогих товаров. И теперь она страдает от гонки на выживание, но год за годом добивается успеха благодаря качеству своих товаров, международной интеграции и репутации своей продукции, сохраняя значительное положительное сальдо торгового баланса.

Италию разорил евро?

В начале 1990-х годов и вплоть до мирового финансового кризиса, Италия переживала умеренный рост, сравнимый с Германией: порядка 1,5% в год. Во Франции наблюдался более значительный рост, но в целом развитие трех основных стран сопоставимо. Испания все еще находится в роли догоняющего. С 1999 по 2007 год рост ее экономики составлял примерно 3,8% в год, причем рост был вызван пузырем недвижимости, подобным тому, который мы наблюдаем в США или Ирландии: стремительный рост цен, строительство новых домов и массовая секьюритизация ипотечных кредитов. В Италии не происходило ничего подобного.

В 1990-х годах на конкурентоспособность Италии, как и Соединенного Королевства, положительно повлияло обесценивание лиры после взрыва европейской денежной системы. Мы помним выход рынков Великобритании, а также скандинавских стран, которые уже никогда не захотят присоединиться к зоне евро. В то время как Франция в 1990-х годах продолжала проводить политику укрепления франка, в Италии произошло резкое обесценивание валюты, что повысило конкурентоспособность ее предприятий. В то время немецкие компании жаловались на дешевый импорт из Италии и на постоянно растущий торговый профицит Италии. В то же время в результате политики высоких процентных ставок (особенно в реальном выражении), направленной на стабилизацию обменного курса лиры по отношению к марке долг вырос. В первой половине 1990-х годов в Италии были проведены серьезные структурные реформы, но они, как правило, сводились на нет из-за влияния процентных ставок на динамику долга. Если после введения евро рост остается более или менее стабильным, то базовые условия меняются довольно радикально при постоянном и значительном ухудшении конкурентоспособности, в частности по сравнению с Германией, которая демонстрирует более низкую инфляцию и идет по пути снижения расходов на заработную плату.

Оригинал статьи