Почему-то сразу подумалось, глядя на это фото, – цвета нынешней осени… Тревожный багряный, как зарево, встающее на горизонте, и редкие капли здравого смысла, еще не опавшие, сочные, но крепко держащиеся за стебельки.
Картинка современности в движении сейчас вообще напоминает сюрреалистический спектакль возвращения не в такое уж и далекое прошлое (даже на уровне риторики). Эта близость времен, отзвук прочитанных книг, услышанных и подсмотренных историй, еще только отшлифовывает вечные камни побережья нашего сознания.
Если же окунуться в более глубокие воды, эффект будет терапевтическим. Проверено на собственном опыте.
Каждый стабилизирует свою нервную систему во времена перемен как умеет, перебирая в памяти четки очевидности: ежедневные ритуалы, работа, забота, etc.
Психологи, которые контейнируют переживания клиентов, предлагают элементарно воображать такой сосуд перед собой и сливать в него накипь стресса.
Когда наступают времена экзистенциальные, имеет смысл обращаться к силам иного порядка.
«Как же мы понимаем эти бессознательные силы? Как можем передать их другим?
Хотя они не могут быть осмыслены, мы можем ощущать их и, по Шопенгауэру,
передавать напрямую, без слов, через искусство. Вот почему Шопенгауэр более других
уделял внимание искусству – в особенности музыке» (перечитывая Ялома).
Сегодня, впрочем, хочется обратиться к терапевтическому эффекту живописи: давно мечталось, помнится побывать в цветаевском (ныне - пушкинском музее*), и вот, после очередной московской командировки, целый день традиционно был выделен на посещение памятных сердцу цветаевских мест. История Музея изящных искусств имени императора Александра III была знакома непосредственно из дневников дочери профессора кафедры Московского университета, доктора римской словесности Ивана Владимировича Цветаева. Произведения искусства Древнего Египта, Античности, Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения, собрание европейской живописи – в общем, эпикурейский пир духа!
И тут звонок с телефона сына, из которого незнакомый голос: «Вы только не волнуйтесь…». Инфаркт… в 17… в реанимации, но, слава Богу, жив…
Я знаю правду! Все прежние правды — прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться.
Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.
О чём — поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уже земля в росе,
Уж скоро звёздная в небе застынет вьюга,
И под землёю скоро уснем мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.
Марина Цветаева, 1915 г.
Она же:
Героини испанских преданий
Умирали, любя,
Без укоров, без слёз, без рыданий.
Мы же детски боимся страданий
И умеем лишь плакать, любя.
В тот день впервые на памяти служителя музея батарейки аудиогида у кого-то сели… Той весной в Пушкинском выставлялись еще и Кранахи – просто удар током, поразивший сердца сына и матери…
Через произведения Кранахов XV век заглядывает в душу глазами современников. Готика и Возрождение легко находят язык с пост-модернизмом современного мировосприятия.
Помнится, тогда в этом вместилище скорби всей истории человечества, собственная сводящая с ума тревога преобразовывалась во что-то иное… целительное, дающее ресурс для жизни.
Если у вас есть опыт личного преодоления, которым можно поделиться с другими, - por favor! - мб кому-то именно ваш опыт поможет выстоять перед лицом страха, унижающего человеческое достоинство.
Обнимаем вас, наши домочадцы музыкой, живописью, поэзией – лучшими изобретениями нашей цивилизации.
* Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, ныне - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
https://t.me/dom_psy_nagruzki