Ну вот вы и снова в нашем прекрасном садике. Это крошечный кусок бросового дерна, что тут может быть интересного? А давайте приглядимся! Поузнаем знакомые нам растения в таких крошках.
Злаки - сразу говорю - не считаем. Злаки я и сама не опознаю на этой стадии. С геоботанической практики в Туве с Институтом кормов СО ВАСХНИЛ прошло лет 35. Тогда я как раз и умела это делать...
Ну ладно. Вот тут, в уголке растет ромашка. Которая не аптечная ромашка - а нивяник обыкновенный, Leucanthemum vulgare (1). Ну и не удивительно - у меня ж его целая поляна!
А рядышком с ним, если присмотреться - видите резная зелень? Это тысячелистник обыкновенный, Achillea millefolium (2). Он "от живота" помогает. Ну, от желудочно-кишечных всяких проблем. Я его сушу летом, когда цветет, завариваю если вдруг что. Особенно когда дети маленькие - у них это часто бывает. А еще - если его летом вырвать, то там на корневище такие молодые розовые побеги будут. Они анестезируют! Если их разжевать - рот "заморозится". От зубной боли помогает в полевых условиях. Эх, жаль сейчас не лето. Я бы вам показала.
И нивяник, и тысячелистник - из одного семейства Сложноцветные, или астровые. И тут я вам даже злак скажу. Это плоский который. Это ежа сборная Dactylis glomerata. Она, конечно, одна из лучших кормовых трав, но на газоне не друг вообще. Делает дурацкую кочку, выглядит сорняком. Ну так это и не газон! Это ж котикин садик. А котик как раз ежу-то и любит. Прицельно обгрызает.
Вот на фото ниже еще тысячелистник. И тут можно разглядеть клевер белый, Trifolium repens.
А знаете, зачем людям латинские названия? Вернее, зачем растениям латинские названия? Вернее, зачем людям латинские названия растений? Ну, потому что этот клевер зовут и клевер белый, и клевер ползучий, и клевер голландский, и кашка, и кашка белая, и еще - амория ползучая! Амория!? Серьезно!? Вам бы сказали - вот растение амория, и вы бы - о-о-о, амория? Что-то интересное! А это клевер. То есть русские названия у растений можно придумывать без особого контроля. А вот латинское, научное, дается строго в соответствии с главным законом систематики - Кодексом ботанической номенклатуры (а животным - зоологической). И уже никто его не поменяет без достаточных оснований. А если вообще серьезно, то клевер этот надо было бы подписать вот так: Trifolium repens Linneus, 1753. Рядом с названием фамилия ученого, который описал этот вид и дал ему название, и год, когда это было сделано. В данном случае это сам Карл Линней, и было это аж в 1753 году. И если вы хотите найти ту научную статью, где впервые описан вид Trifolium repens, вы идете в научную библиотеку, смотрите библиографию Линнея за 1753 год - и находите. Представляете себе? Мне это всегда кажется очень крутой штукой, эти все номенклатуры. А не просто так - клевер.
А знаете, как я его отличила по такому крошечному растеньицу от красного или там розового? Да просто я знаю, что тут растет белый)))
А вот, например, подорожник. И тоже не абы какой - а подорожник большой, Plantago major. У него свое семейство - подорожниковые. Тот, который мы в детстве к разбитым коленкам прикладывали, а мамы нам заваривали от кашля. Есть у него и кровоостанавливающие свойства, и противовоспалительные, и антисептические. И много еще какие. Целая аптека. Он у нас пусть будет под номером 5. Пятерка ему!
А рядом вездесущий одуван. Это одуванчик лекарственный - он же и полевой, он же и обыкновенный, он же и аптечный. Но теперь мы знаем, что главное его имя Taraxacum officinale. Ну правильно, officinalis с латинского переводится как аптечный, лекарственный. Какой твой номер, одуванчик? - шесть! Какой твой пол? А-ха-ха-ха-ха, говорит. Апомикт потому что.
А какое семейство? Правильно, Сложноцветные! Астровые еще их зовут.
Этому нашему одуванчику первый годик идет. После прорастания у него формируются ювенильные листья с округлой верхушкой, слабо выраженными зубцами, сужающиеся к черешку. По мере взросления листья вырастают более крупные, зубцы более выраженные.
Злаки мы тут не считаем. Да и не знаю я их. "Тоже мне, ботаник!" - фыркает котик. Ну уж какой есть ботаник! Извините!
Там же еще клевер видно. Но его ведь ни с чем не спутаешь!
А вот тут его родственник - мышиный горошек Vicia cracca L., 1753 из того же семейства Бобовые. А вы уже поняли, что описал его тот же Карл Линней в 1753 году. Его до одной буквы сократили, потому что кто же не знает Линнея?
Горошек тут тоже из семян пророс, усы свои завил колечками. Так-то он молодец, делает азот и потом обогащает им почву. Зимой, когда отмирает и когда его бактерии переработают. Думаете он просто азотную фабрику из альтруизма держит!? Ага, щас. Все себе, любимому. Но каждую осень такой - "весь азот, насинтезированный в поте лица своего (а на самом деле в поте лица симбиотических бактерий, у которых и лица-то нет, не то что пота) - завещаю матери моей Сырой Земле". И бац, помер. Но он же многолетник! И весной - оба! а я живой! И где мой азот!? А всё, подарочки не отдарочки! Ну ладно, горошек говорит, будем тогда опять синтезировать. Вот такие они, бобовые. Друзья.
О, вот еще одну малявку нашла. Вот, посмотрите. Это вероничка, вероника дубравная, Veronica chamaedrys. Всегда она была родственником незабудок, в семействе Норичниковых. А сейчас смотрю - она в Подорожниковых! Ну и куда катится этот мир!?
Ну, ботаников тоже понять можно. Если зоологи новые виды тысячами описывают, то новый вид растений - только в тропиках можно найти, да и то не факт. Надо же им чем-то заниматься. Вот они и таскают веронику эту несчастную туда-сюда. Ну и всякие другие растения.
В общем, вероника дубравная. Она весной синеньким цветет.
А вот еще. Узнаете, кто?
Это звездчатка злаковая, Stellаria graminea. Родственница мокрице, которая сорняк. А эта, хоть и сорничает, но не так нагло и такая милая! Из гвоздичных, которые пока никто не перенес в какие-нибудь, извините, толстянковые - от скуки и безнадежности.
Котик наблюдает, как идут дела. А знаете, как его зовут на самом деле? Напишу внизу, под портретом. Только т-с-с-с!
Вот, представьте? 9 видов растений насчитали на рэндомно взятом куске дерна не в самом ботанически разнообразной части участка! И это еще без злаковых (ну, кроме ежи).
Потом еще фотографии лысой лужайки глянем и пополним список. А лето настанет - так и вообще. Я еще вам обещаю злаки определить - да хоть вместе возьмемся и определим. Я так полагаю, что у меня костер безостный, тимофеевка и мятлик, ну, ежа и вейник еще. Но мало ли, может что еще есть. Присоединяйтесь! Интересно же. Опять же вместе лето будем ждать. А оно будет!
Обнимаю-цеЛлую,
Ваша Лл.