Что мы знаем о мате? Нет, не о великом и могучем. Речь, конечно же, про парагвайский напиток. Тот самый, в тыквенном стакане и с трубочкой. Так что же такое — чай мате?
Мате — парагвайский отвар листьев Ilex paraguariensis (Йерба мате), завариваемый в стакане из тыковки (калебас). И трубочка для питья там не просто так — завариваемые листья всплывают на поверхность и без трубочки высок шанс банально поперхнуться и помереть. А мы хотим взбодриться, а не наоборот. А бодрости в чае много — кофеин содержится в мате прямо-таки в конских дозах.
Своим открытием для европейского мира мате обязан испанцам. Колонизаторам было интересно, что там такое непрерывно пьют индейцы. И им так сильно понравилось, что в 16 веке мате употребляли практически все испанцы парагвайской колонии и их соседи, а в 17 веке мате стал основным товаром экспорта из Парагвая.
Сами индейцы пили мате не более раза в день, так как понимали последствия от его злоупотребления. Для них этот напиток был важен, его использовали в лечебных целях и даже клали усопшему в могилу наравне с остальными важными вещами. Испанцы же индейскую предосторожность не оценили. К 1596 году употребление мате в качестве напитка стало настолько распространенным в Парагвае, что член кабильдо Асунсьона написал губернатору Рио-де-ла-Плата Эрнандо Ариасу де Сааведра: «Порок и дурная привычка пить йербу настолько распространились среди испанцев, их женщин и детей, что в отличие от индейцев, которые довольствуются тем, что пьют ее один раз в день, они пьют ее постоянно, а те, кто ее не пьет, очень редки.». Также, автор письма утверждал, что испанские поселенцы продавали оружие, лошадей, одежду, влезали в долги, только чтобы получить ещё немного мате. Губернатор Рио-де-ла-Плата Эрнандо Ариес де Сааведра в начале 17 века бурно протестовал против мате из-за того, что привычка пить сей напиток вызывает нездоровую зависимость. И, помимо этого, отнимает слишком много индейской силы на выращивание и добывание чая, когда как её можно было бы пустить на что-то более полезное. Он пытался прекратить добычу мате, но корона отвергла его запрет. Вплоть до 19 века мате добывался в лесу, природно выращенный. Одомашить культуру получилось только у иезуитов в 17 веке. Но с трудом и ненадолго. Не можешь победить? Возглавь! С этим девизом испанцы обложили налогами мате, что стало весьма существенным пополнением в казну. Настолько, что в 1680 году испанская корона ввела особый налог на йерба-мате, предназначенный для финансирования оборонных сооружений и гарнизонов Буэнос-Айроса.
Иезуиты не только смогли приручить мате, но также изрядно насолили этим простым испанским торговцам. Они прибыли к народу гуарани в конце 16 века, дабы обратить в правильную веру. На святое дело требовались несвятые деньги. А где достать деньги в дикой колонии святому человеку? Узнать, чем тут почём торгуют да присоединиться. Так иезуиты познакомились с культурой мате. Вначале они, конечно же, поддержали губернатора в его запрете клятой дурман-травы. Отошли подальше и начали собирать её сами. Руками индейцев, конечно же. В 1645 году у иезуитов на руках уже был документ об официальном разрешении на сбор от испанской короны. Иезуиты отправляли местных к самым дальним болотам за лучшими листьями. Но возвращались не все. А из тех, кто возвращался многие почему-то болели и умирали. Так предприятие стало казаться скорее убыточным, чем прибыльным и святые люди судорожно вспоминали несвятую агрономию. И вспомнили, да ещё как. Иезуиты начали выращивать мате самостоятельно и недалеко от дома, да в таких масштабах, что это стало серьёзной проблемой. За счёт уменьшения смертности производительность увеличилась. Секрет одомашивания культуры иезуиты держали в строгой тайне, но современные учёные пришли к выводу, что для посева правильного мате использовалась пищеварительная система птиц. Живых, конечно же, их кормили семенами и выпускали на поле засева. Мало того. Что они создали нереальную конкуренцию остальным торговцам, так ещё и умудрились избавиться от части налогов, включая финансирование гарнизона. Привилегии исходили из святой миссии сих господ. Конфликт оказался столь серьёзен, что орден иезуитов ограничили в экспорте. Иезуиты с ограничением согласились и продолжили его превышать. В процессе изгнания, иезуиты вывезли из Южной Америки в четыре раза больше мате, чем им полагалось по закону.
После подавления и изгнания иезуитов в 1767 году, производство мате в тех регионах начало стремительно падать. Плантации интересовали мало кого, так как секреты выращивания никто не рассказывал. Общество вернулось к добыванию йербы в лесах. С разрешением свободной торговли в 1778 году, область распространения мате расползлась по всей Южной Америке. Его пили по всей испанской ЮА, в Парагвае, на родине культуры мате, в Бразилии, в Аргентине, в Чили и в Эквадоре, куда напиток попал к 1780 году. Что до Европы, то оценить смогли сей напиток лишь в Португалии и Испании и немножко в Италии. Остальной мир в ту пору не понимал и не принимал мате.
После получения колониями независимости наибольший процент потребителей мате оказался в Аргентине. Что привело её в достаточно сильную зависимость от Парагвая и Бразилии. Парагвай лидировал в производстве мате вплоть до разрушительной Парагвайской войны (1864-1870), где потерял и людей, и земли, и силы на выращивание напитка. В итоге на землях Парагвая сбором мате занялись аргентинцы с бразильцами. В начале 20 века Аргентину наводнили мигранты из Сирии и Ливана. Также, как и испанцы, они быстро пристрастились к мате. Привычку употреблять этот напиток они увезли к себе на родину, где он ценится по сей день.
По данным на 2012 год, лидером по производству мате является Бразилия, за ней идут следом Аргентина и Парагвай. А сам напиток раздобыть и попробовать можно во всём мире. Правда, без калебаса.
Автор - Мария Заке, читайте другие статьи автора по тегу #закекат