Найти тему
Ф|Б

О сознании. Субъективный опыт

Всё что мы воспринимаем рассудком определено в понятиях, на что бы мы ни посмотрели - все имеет название, все определено в опыте. Но до всякого опыта ни одна вещь не может иметь значение более чем другая. Почему чашка должна стать предметом рассудка скорее чем стол, до всякого опыта? Почему что-то должно стать предметом рассудка скорее чем другое, до всякого опыта? Почему, вообще, что-то должно стать предметом рассудка вне всякого опыта?

Каждый предмет или часть пространства не только имеет название, но и содержит в себе множество смыслов, выраженных в образах, ощущениях и состояниях, составляющих субъективный опыт. Рассудок воспринимает не предмет, а субъективный опыт, существующий в определённом времени и контексте. То, что мы видим, глядя на предмет, зависит от того, какой субъективный опыт, связанный с этим представлением, мы переживаем в данный момент. Пытаясь увидеть в предмете больше или нечто другое, чем он является в субъективном опыте, который мы переживаем, мы не увидим ничего, что мог бы воспринять рассудок.

Я мог бы тысячу раз наблюдать, например, абстрактные фигуры на обоях на стене, но никогда бы, наверное, не вообразил, что они, на самом деле, очень похожи на необычной формы домики с крышей, окнами и дверьми, если бы однажды не увидел тень от желто-красного заходящего солнца на стене, навевающую образ пустынного поселения.

-2

Вне всякого опыта все, что нам дано есть явление восприятия, чистое от суждений рассудка, т. е. явление чистого восприятия, без предметов, свойств и отношений, недоступное рассудку. Субъективный опыт не может предшествовать явлению чистого восприятия, но должен с него начинается. Возникновение субъективного опыта, в таком случае, возможно только при наличии некоторого изначального стремления в природе самого восприятия, которое должно определять структуру явления чистого восприятия, форму его пространства и форму времени. Форма эта должна зависить как от свойств самого восприятия, так и от структуры окружающей реальности (если считать, что она вообще существует и имеет какую-то структуру). Реальность же должна быть разделена на внешнюю по отношению к субъекту и внутреннюю, т. к. внешний мир и внутренние состояния не есть одно и то же. Соединенные во времени и запечатленные в памяти, явления чистого восприятия внешней и внутренней реальности должны быть тем самым предметом и субъективным опытом, к которому тяготеет рассудок, и что он находит в окружающей действительности. Предметы вызывают воспоминания образов представлений, ощущений и состояний, которые затрагивают и само восприятие, и т. о. изменяют явление восприятия, делая его субъективным. Наше сознание должно воспринимать больше, чем мы способны понять посредством рассудка, но субъективный опыт стремится заполнить и подчинить чистое восприятие. Таким образом, способность воспринимать рассудком всякий предмет есть результат субъективного опыта чистого восприятия, и должна зависеть как от способности восприятия дифференцировать внешнюю и внутреннюю реальность, так и от тонкости структуры внешней и внутренней реальности.