В День учителя вспоминаем великих советских и российских педагогов, чей вклад в воспитание подрастающего поколения бесценен. Рассказываем о тех, кто в значительной степени определил развитие современной педагогики.
День 5 октября стал профессиональным праздником педагогов в 1966 году – тогда приняли указ ЮНЕСКО на ассамблее в Париже. Россия также стала официально чествовать представителей этой благородной профессии в 1994 году – задолго до этого День учителя отмечали в первое воскресенье октября. Для многих педагогов их профессия становится призванием. «В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка», – считал известный педагог Василий Сухомлинский.
Константин Ушинский
Основоположником русской научной педагогики традиционно считают Константина Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870). Он одним из первых стал уделять значительное внимание нравственному просвещению и воспитанию учеников. Ушинский решительно отверг представление о нравственном воспитании как о чем-то, что само собой разумеется. По его мнению, развитие нравственности важнее развития ума и приобретения знаний. В детях необходимо воспитывать гуманность, трудолюбие и честность, дисциплинированность, скромность и чувство достоинства. Лучшим воспитательным средством выступает личный пример педагога, его тактичность, меры взыскания, поощрения и предупреждения. Ушинский был уверен, что в школе не место слепому повиновению детей учителю и физическим наказаниям.
В обучении, по мнению Ушинского, теорию необходимо подкреплять практикой. Основой для теории служат законы философии, психологии, анатомии, физиологии. Нельзя базировать педагогику на личном опыте – даже на успешном.
Помимо этого, педагог отмечал важность учета исторических особенностей и народных традиций в образовании и воспитании. Необходимо уважение и изучение родного языка и истории. Это важно для воспитания патриотизма, национальной гордости и уважения к другим народам. Константин Дмитриевич известен не только как педагог для детей и учителей, но и как публицист. Его идеи изложены в таких работах, как «Три элемента школы», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Детский мир», «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Лев Выготский
Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) в начале XX века связал психологию с педагогикой и разработал теорию становления и развития у ребенка высших психических функций. Основной его идеей является опосредованность психической деятельности человека социумом. Эта теория выражена в культурно-исторической концепции. Развитие ребенка, по мнению Льва Выготского, идет двумя путями: естественного созревания и по мере его овладения культурой, способами поведения, мышления. Мышление развивается через овладение языком, счетом, письмом.
Эти пути взаимосвязаны, в их переплетении развиваются психические функции ребенка. Это элементарные функции (восприятие, непроизвольная память, ощущения, детское мышление), а также высшие психические функции, которые формируются постепенно и представляют собой сложные психические процессы. Высшие психические функции имеют социальное происхождение, они произвольны и опосредованы. Среди них – речь, способность абстрактно мыслить, произвольная память, воображение, произвольное внимание. Ребенок овладевает ими во взаимодействии с другими людьми. Лев Семенович первый заявил о важности среды в развитии ребенка, о ее способности изменять психику и формировать специфические высшие психические функции.
Лев Выготский ввел понятия об уровнях детского развития: зоне актуального развития (имеющийся уровень, на котором ребенок способен какие-то задачи решать самостоятельно), а также зоне ближайшего развития (уровень развития сложных задач, которые ребенок может решать вместе со взрослыми).
Антон Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) — педагог, который сформулировал принципы и методику воспитания в труде и коллективе. Коллектив представляет собой такое объединение, члены которого стремятся достичь в общем труде общих целей. Здесь есть система ответственности и полномочий. Главным условием семейного воспитания выступает наличие полной семьи – стабильного коллектива, где родители являются авторитетом для детей.
Макаренко обращал внимание на большое значение игры как метода воспитания и обучения. Он был уверен, что в учениках необходимо воспитывать гражданские качества. Результатом системы воспитания является дисциплина. Макаренко сформулировал закон трудового воспитания. Педагог также создал собственные принципы дисциплинированного воспитания — уважение, искренность, открытость, принципиальность, внимание и забота, знание, закалка, упражнение, труд, коллектив, семья, детская радость, игра, наказание и награда.
С 1920 по 1928 год Макаренко руководил учебно-воспитательной колонией, где воспитывал несовершеннолетних правонарушителей – благодаря труду и учебе они становились достойными гражданами страны. Взгляды педагога изложены в таких его книгах, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Честь», «Книги для родителей», «Марш 30 года», «Методика организации воспитательного процесса», «Пути поколения», «Лекциях о воспитании детей», «О воспитании».
Василий Александрович Сухомлинский
Василий Сухомлинский (1918 – 1970) создал оригинальную педагогическую систему на принципах гуманизма и признания личности ребенка наивысшей ценностью. Обучение, по его мнению, должно проходить с формированием у детей мировоззрения, с опорой на слово учителя, с художественным стилем изложения учебного материала. Вместе с детьми важно сочинять различные произведения и сказки. Педагог подчеркивал, что не бывает ленивых, неспособных и бездарных детей. Он уделял внимание индивидуальным особенностям учеников.
Учитель, по мнению Сухомлинского, должен не только уметь правильно определять последствия и причины в процессе воспитания, но и оказывать влияние на жизнь ребенка, разделять с родителями заботу о нем. Знаменитый педагог создал и применил новый исследовательский метод – эксперимент. В нем соединяются коллективное творчество, целостность и длительность.
Он настаивал на главной роли воспитания в развитии богатой духовной личности, утверждая невозможность социально-экономического прогресса без духовности. Сухомлинский также подчеркивал необходимость включения школьника в трудовой процесс, при этом труд должен соответствовать возрасту и увлечениям ребенка. Задачу школы педагог видел в открытии творца в каждом ученике. Он выступал за ориентированное обучение в классе. Известны такие труды Василия Сухомлинского, как «100 советов учителю», «Книги природы», «Словарик мудростей».
Лев Толстой
Известный русский писатель считал школу важнейшим общественным институтом. Цель воспитания, согласно Льву Николаевичу Толстому (1828 – 1910) – формирование человека как активной и творческой личности. Главной целью начального и среднего образования он объявил не науку, а самого человека. Его основной педагогический труд называется «Человек как предмет воспитания». С 1859 года писатель стал непосредственно заниматься педагогикой, ставить свой эксперимент. Он решил кардинально изменить систему образования, существовавшую в Российской империи. В своем имении в Ясной Поляне Лев Толстой организовал школу, где отменил звонки и всякий учебный план. Дети приходили учиться в любое время и изучали то, что им нравится. Уроки проводил как сам писатель, так и его знакомые.
Толстой вместе со школьниками отправлялся на природу, играл в подвижные игры и занимался гимнастическими упражнениями. В школе не ставили оценок, не задавали заданий на дом и не наказывали за неуспеваемость. При этом дети не пропускали школу, наоборот – они с удовольствием ее посещали. Учебный день был разбит на две части: с утра проходили обычные занятия с учителем, затем следовала деятельность ребят по интересам. Никто детям не указывал, где и с кем им сидеть. Школа просуществовала в течение полутора лет. Из-за нежелания властей, чтобы где-то детей обучали не по государственным стандартам, учебное заведение закрыли.
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».