Если на бумаге бизнес в плюсе, а в реальности каждый месяц приходится искать деньги то на аренду, то на зарплату, вас настиг кассовый разрыв. Разбираемся, что это, из-за чего появляется и как предотвратить.
Кассовый разрыв — это временная нехватка денег на обязательные расходы. Например, вы должны оплатить аренду помещения или перечислить зарплату, а денег нет, потому что клиент вовремя не оплатил счета.
От таких ситуаций не застрахован даже прибыльный бизнес. Вы можете столкнуться с кассовым разрывом и когда активно развиваетесь: например, инвестировали все свободные деньги в открытие новой точки, закупку оборудования, наём, а потом столкнулись с клиентом-неплательщиком.
Причины кассового разрыва
Ошибки при планировании бюджета
Кассовый разрыв возникает, когда предприниматель не только неверно посчитал сумму расходов и доходов, но и не составил график платежей. По итогам периода компания может быть в плюсе, но фактические даты платежей и зачисления денег на счёт приведут к кассовому разрыву.
Ошибки в закупках
Из-за ошибок в закупках компания может «заморозить» часть денег. Когда спрос изменится, может настигнуть кассовый разрыв.
Например, такое бывает, если заказать большую партию нового товара, не изучив на него спрос среди вашей аудитории. О том, как правильно пополнять запасы, читайте в нашей инструкции.
Что не надо делать
-Повышать цены.
Так вы можете отпугнуть покупателей и остаться вообще без продаж. Лучше взять краткосрочный кредит или оформить рассрочку платежа.
-Продавать имущество компании: оборудование, технику, транспорт.
Это поможет устранить кассовый разрыв, но есть риск продать имущество по заниженной цене и ослабить производство. Например, избавившись от временно незагруженного оборудования в швейном цеху, вы можете не справиться с потоком заказов.
-Снижать цены, чтобы увеличить продажи.