Найти тему

#Самара

#Самара

Жигулёвский пивзавод.

Вернее, первоначально он был скорее "венским" — именно так называлось пиво, которое варил здесь австрийский подданный фон Вакано, инвестировавший в самарское пивоварение в 1881 году. В лучшие годы самарский завод гнал 2,5 миллиона вёдер пива в год, и продавалось она в 60 городах по всей Волге до самой Персии.

В 1934 году в Самаре (без года Куйбышеве!) сочли, что негоже поить рабочий класс пивом с буржуазным названием, и переименовали марку пива в "Жигулёвское". Затем рецепт распространился по всему Союзу, и в разное время своё "жигулёвское" варили более 700 пивзаводов, да похоже, что-то потеряли по пути: "жигуль" в ассортименте любого пивного ларька — самый дрянной и дешёвый.

Здесь, однако, Жигулёвское видимо всё-таки правильное, поскольку любят местное пиво и самарцы, и гости города. Ну а в архитектурном плане Жигулёвский пивзавод — безусловно, один из лучших промышленных ансамблей России.

Высокое белое здание с первого фото, кстати, к нему не относится — это часть Внутренних войск, а вот корпус с четырьмя трубами радует ещё и своим народным прозвищем — Дохлый Слоник!

С пивным баром "На Дне" на задворках пивзавода по степени культовости и близко не сравнится ни один московский ресторан. Городом любителей пива Самара стала ещё в 19 веке с подачи фон Вакано, и позже в ней было немало известных каждому пивных — "Кафедралка" (Кухмистерская Вакано), "Под парусом" (то есть — в подвале ресторана "Парус"), "Аббас" (по кличке хозяина) и многие другие.

И Горький, хоть и дебютировал как драматург в Самарском драмтеатре, не при чём — просто студенты вузов бегали за пивком к заводу, и вкупе с "пьянству бой!" и вечным студенческим желанием подколоть друг друга такие походы у них назывались "опускаться на дно".

Популярность пивной росла, и к концу 1970-х "Дно" стало местом, где в одной очереди могли стоять рабочий и его начальник. Профессора и уголовники, бездомные и директора — здесь натурально собирался весь город. Однажды на волне перестройки к очереди за пивом со всеми её ритуалами и тонкостями подкрался Станислав Говорухин да увековечил её в своём фильме "Так жить нельзя" — теперь о "Дне" узнала уже вся страна. Ну а очереди как стояли, так и продолжили стоять, и криминальный авторитет, как и прежде, выпивал с бродягой.

Буквально в 2017-м его перестроили в пивной ресторан с верхним этажом, и одни говорят, что "Дно" уже не то, в какое-то гламурное хипстерское антикафе превратилось, другие же возражают, что нет — интерьер изменился, но атмосфера та же.

На задворках "Дна" есть ещё и пивопровод прямо с завода.

Даже если вы не пьёте пива, сюда стоит заглянуть — просто ради общей атмосферы, где ненадолго пали все иерархии.

© Илья Буяновский