Японское кино — экзотический гость на наших экранах. Оно кажется нам тягучим и склонным к созерцательности — стереотип, возникший еще со времен фильмов Акиры Куросавы. Настало время разрушить этот миф. Картина «Откровение любви» режиссера Сиона Соно — лучший японский фильм XXI века, а по насыщенности сюжета он даст фору любому голливудскому блокбастеру.
«Откровение любви» - это четырехчасовая антисага о любви, религии и поиске. Но если вы ждете от фильма романтики и любовных драм — будьте осторожны! В картине это все есть, но подача может шокировать вас и пробрать до спинного мозга. Южноазиатское кино вообще склонно ко всякого рода психическим отклонениям, непривычным для европейского глаза. Зато скучно точно не будет.
«Откровение любви» - это сумасбродная сатира на религию, пародия на фильмы о кунг-фу и сентиментальные драмы, постмодернистский взгляд на комедию ошибок шекспировской эпохи. Главные герои — молодые социопаты, находящиеся в пограничной зоне собственной психики. Вообще, фильм Соно — это сумасшедшая смесь анархического донкихотского духа и пародии на голливудские стереотипы.
Плюс к со всему, в фильме много отсылок к Фрейду: сексуальное влечение между братом и сводной сестрой, которую он принимает за Деву Марию; эдипов комплекс отца, ведущего беспорядочную половую жизнь с многочисленными любовницами, но искренне желающему свою собственную дочь. Прибавьте к этому сурового священника, в жизнь которого врывается стареющая и нестабильно эмоциональная истеричка — и вы получите основные ингредиенты бушующего коктейля, из которого Соно создал этот шедевр.
Впрочем, не стоит относится к японской социопатии с явным предубеждением. Проблемы есть внутри любого общества. Соно, в силу своего какого-то стремления к эксгибиционизму, просто умело выставляет наружу то, что выставлять не принято. Спокойное трудолюбие, уважение к традициям, закрытость — это главные черты японской нации. Но ведь именно они придумали колотить чучело шефа, чтобы снять стресс после рабочего дня. Возможно, это миф, но уже само его наличие о чем-то говорит. Искусственное смирение подавляет искренние чувства, которые в любой момент готовы взорваться в виде всесокрушающего гнева и агрессии. Или может привести к психозам, а от них недалеко до настоящих психических отклонений. В «Откровениях любви» с помощью сатиры и пародии хорошо показывается, как это происходит.
Соно и сам имеет большой опыт общения с собственными демонами. В 17 лет он ушел из дома, попав под влияние религиозного культа, а затем был членом террористической организации. Затем сделал карьеру в индустрии гей-порно. Он поступил в американский университет Беркли, но вместо посещения лекций, проводил время за просмотром второсортных боевиков и порнографии. В чем-то его ранний этап становления напоминает путь Квентина Тарантино. Как и Тарантино, Соно испытывает маниакальное влечение к демонстрации крови на экране и в силу особенностей своей японской души иногда увлекается настолько, что европейцу может стать, мягко говоря, не по себе.
С другой стороны, если отвлечься от азиатского стремления к извращенности и отнестись к нему не как к патологии, а как к особому киноязыку, то «Откровение любви» перестает быть настолько страшной картиной. Фильм поднимает вечные вопросы о поиске смысла жизни, своей второй половинки, о любви, готовности к самопожертвованию, страхе перед одиночеством и смертью.
Интересно, что один из главных героев фильма после смерти своей супруги решает стать именно католическим священником. Официальной религией Японии являются буддизм и синтоизм, христиан в этой стране насчитывается не более одного процента от общего населения. Более того, Япония долгое время была закрытой страной. В течение многих столетий у японцев формировались собственные понятия о «грехе», «искуплении», «душе» и «Рае». Если вы будете употреблять эти слова в их христианском значении, то подавляющее большинство жителей Страны восходящего солнца просто вас не поймут— это совершенно другая культура. Вообще, Япония считается одним из самых светских государств на планете и при этом является рассадником всевозможных религиозных культов.
Еще одной отличительной чертой японского общества является то, что вступать в интимную связь разрешается с тринадцатилетнего возраста. Это закреплено на юридическом уровне. Образ японской школьницы в матросском костюме уже давно стал сексуальным символом Японии. Более того, в стране распространена практика «эндзе-косай» - «оплачиваемые свидания» немолодых мужчин со школьницами. Официально, это не педофилия. Проституцией это назвать также нельзя. Даже в случае принятия школьницей денег и подарков, обе стороны могут заявить, что интимной связи между ними не было: школьница всего лишь сопровождает мужчину и проводит с ним время, не вступая в половой контакт, а он материально компенсирует ее внимание.
Япония остается для нас очень необычной страной, полной своих собственных законов и неписанных правил, понять которые европейцу иногда довольно сложно.
Тем интереснее наблюдать, как в фильме Соно уживается христианская мифология и японские архетипы, пародия на современного городского самурая и индустрия европейских порнографических развлечений, смешанная с культурой гейш.
Один из американских критиков отметил, что «Откровение любви» - это «самая напыщенная работа японского кино за последнее десятилетие и, возможно, единственный четырехчасовой фильм, который вы можете посмотреть более трех раз в год».
Насчет «трех раз в год» он, возможно, погорячился. Но ознакомиться с этим фильмом нужно любому человеку, который хочет быть в курсе современного южноазиатского кинематографа.
#кино #сионосоно