ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
для реализации правильных человеческих отношений
Мы рассуждаем о формировании культурной реальности. В пределах этой реальности существует проблема правильных человеческих взаимоотношений. Это подразумевает, что мы изучаем отношения между людьми, принимая во внимание коллективный образ жизни. Культурная реальность проявляет себя, прежде всего, там, где есть коллектив. Ну, а настоящий коллектив там, где люди, и между ними – сплочённость. Сплочённость порождает единство, но чтобы такое единство свершилось, необходимо всегда – воспитание. Что такое воспитание?
Для начала хорошо бы отыскать приемлемое определение понятию «воспитание». Во всяком случае, Большая российская энциклопедия даёт по этому поводу следующую информацию: «Воспитание – целенаправленное создание условий для развития личности и её соответствия ценностям и интересам общества». Иногда воспитание отождествляют с социализацией в общем варианте. Ну, обо всём по порядку. В целом, воспитание считается педагогической проблемой, и мы обратимся сейчас как раз к педагогике. И здесь встречается примечательное утверждение, которое лучше процитировать: «Человека из животного мира выделяет культура. Именно она определяет человеческое качество общества. Следовательно, и воспитание становится воспитанием Человека, если оно понимается в контексте культуры, как элемент культуры».[1] Стоит задуматься, воспитание является элементом культуры. Что тогда есть сама культура? Хорошо, что такое воспитание с педагогической точки зрения? Ясно, что воспитание является социальным явлением, без общества нет воспитания. По существу воспитание представляет подготовку человека к условиям существования в обществе, подготовку к жизни. На самом деле, если вдаваться в этимологию, то понятие «воспитание» обозначает питание человека, его вскармливание, пока он не адаптируется к жизненным условиям. Правда, процесс воспитания может затрагивать не только детство, если смотреть на жизнь более широко. И воспитание несёт определённую цель, что важно отметить. Эта цель происходит от – идеологии. Идеология – формирующий фактор для цели воспитания.
Воспитание характеризуется целенаправленностью, преднамеренностью (в отличие от социализации), взаимодействием воспитателя и воспитуемого, а также воспитание имеет тогда место, когда производится созидательная деятельность. Не смотря на возможность охарактеризовать процесс воспитания, дать чёткое и исчерпывающе определение этому процессу затруднительно. В принципе, его (определения) общепризнанного, собственно и нет, по большому счёту. Зато есть множество попыток сформулировать определение. Получается, как всегда, по-разному. Но кое-что можно взять для себя. Так, приведём пример следующего подхода к воспитанию. «Воспитание - управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий». Управление? Здесь, вообще-то задействуется воля, что, может быть, и правильно. Воля там, где просматривается цель, между прочим. И какая-то степень воли нужна, когда присутствует, скажем, саморазвитие.
Итак, что же такое воспитание? Давайте порассуждаем. Воспитание - целенаправленный процесс воздействия (управления), когда хотят достигнуть соответствующих личностных изменений. Будем рассматривать личность человека, как носителя культуры, психологических качеств, что упрощённо. Но личностные изменения могут быть реализованы как раз в психологическом плане. Для чего и требуется воспитание. Но какова высшая цель воспитания? Начнём с того, что воспитание не должно ограничивать человека, наоборот, воспитание должно помочь человеку мыслить свободно. С другой стороны, ответственное воспитание формирует чувство ответственности, которое взращивается с раннего детства. Дети учатся отношениям, впитывают в себя примеры бескорыстия и взаимопонимания. С детского возраста воспитание проводится в рамках развития эмоционального сознания, в первую очередь. А вот школа уже воспитывает способность рационально мыслить, ну, так должно быть, по крайней мере. В целом, мы видим, что воспитание личности направлено на развитие психологических особенностей, эмоциональных и ментальных. Другой же уровень воспитания - в развитии способности мыслить, что преподносит философия. Тут способность мыслить доводится до способности к самостоятельным размышлениям.
Если не вырабатывается способность мыслить независимо, то человек чаще становится жертвой манипуляторных технологий, где упор делается на управление со стороны эмоциональности. Да, воспитывать, значит, научить управлять, как эмоциональностью, так и ментальностью (помимо физического аспекта управления). По-настоящему воспитание складывается из того, чтобы выбирать хорошее, но игнорировать плохое. И, опираясь на коллективную природу отношений, всё хорошее обнаруживается в стремлении к единству. Разъединение противоречит единству, оно отходит от норм жизни в обществе. Здесь возможен пробел в воспитании. Конечно, воспитанию подвержены больше дети, но тут существуют и возрастные этапы. Так, например, ребёнок до 14 лет больше управляется инстинктами, для него эмоциональное сознание во многом является определяющим. Поэтому на этом этапе воспитателю хорошо бы освоить умение управлять инстинктами в правильном направлении. Пусть в данном возрасте ребёнка поглощают хорошее искусство и примеры добрых ответственных взаимоотношений между людьми. Ведь ребёнок ведёт себя инстинктивно, для него присущи такие качества, как повторение за кем-либо и подражание кому-либо. Рациональность мышления, приходит, как правило, позднее. Инстинктивные реакции идут из подсознания, что стоит принимать в расчёт. Что-то воспитать мы можем личными показательными примерами. Получается, что касается воспитания, всё дело в управлении сознанием. Всё лучшее в физическом, эмоциональном и ментальном плане, прививается с воспитанием. Это здоровье и гармония, чувство всего прекрасного, радости и служение, независимость суждения и рациональность мышления. Это цели воспитания. Детей следует воспитывать в атмосфере поминания, но не принуждения в моральном смысле. А культура – это, прежде всего, воспитание в рамках приобретения лучших качеств.
Таким образом, что такое воспитание? Мы не формулируем определений, но это походит на процесс питания определённой психологической системы, которая способна развиваться. Данное развитие зависит от внедряемых ценностей, а система ценностей формируется идеологией. Воспитание идёт к развитию психологического аспекта личности. Но питать можно, например, как низменные страсти, так и высокие духовные идеалы. Многое зависит от цели воспитания. Поэтому воспитание где-то пересекается с моральным выбором человека, его нравственностью. Но воспитание рассматривается именно как воздействие. Следовательно, действительно, воспитание есть процесс управления, где объект управления – личность. А воспитывая человека, мы создаём культуру. Между прочим, любопытно провести сопряжение между воспитанием и культурой.
Дальше, как бы в продолжение, просто вопрос подумать, и завершаем тему. Хорошо воспитанный человек – это культурный человек? Есть разница в понимании понятия «культура». И у нас есть дополнительный материал для обдумывания, так сказать, из жизни. «На БАМе, в суровых условиях жизни и работы, ярче проявляются черты человека будущего, человека коммунистического общества, в сжатые сроки совершенствуется его морально-нравственный облик, заложенный системой нашего идеологического воспитания. БАМ – это продолжение идейного, морального и нравственного становления личности».[1] Всё-таки, личность подлежит идеологическому воспитанию. Но воспитание не обходится без культурной составляющей. «Укреплению дружбы, культурному взаимообмену способствуют смотры художественной самодеятельности, проводимые в районном центре, дни национальных кухонь союзных республик и другие мероприятия».[2]
[1] БАМ - стройка века: Вып. 8/ Сост. В. Шугаев. - М.: Современник, 1984. С. 18
[2] БАМ - стройка века: Вып. 8/ Сост. В. Шугаев. - М.: Современник, 1984. С. 14
[1] Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. С. 5