Сегодняшнее навеяно двойной цитатой: М. М. Плисецкая сказала, что кто-то сказал, что «вот за что я люблю балет, так за постоянство». Точнее, она это написала (по памяти в 1990-е гг.), и он тоже написал – тот, кого она назвала «знаменитый российский писатель прошлого столетия». Сейчас уже позапрошлого, и в нашем веке легко узнать автора мысли. Майя Михайловна объяснила это постоянство так: скоро она 50 лет на сцене, а репертуар все тот же: «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
Он же имел ввиду несколько иное. Он – это М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Я люблю балет за его постоянство, – писал он в 1868 г. – Возникают новые государства; врываются на сцену новые люди; нарождаются новые факты; изменяется целый строй жизни; наука и искусство с тревожным вниманием следят за этими явлениями, дополняющими и отчасти изменяющими самое их содержание – один балет ни о чем не слышит и не знает».
/Салтыков-Щедрин М. Е. Проект современного балета (по поводу «Золотой рыбки»)/.
Он, получается, хотел сказать привычное, почти как Ленин – типа страшно далек балет от народа, и еще от современной жизни. Почему бы не сказать, тем более что М. Петипа (и Л. Иванов) еще своих шедевров не создали, а под огонь привычно попал А. Сен-Леон – за свой развлекательный балетный стиль, к тому же а-ля рюс в данном случае. Ну а потом почти весь советский век были попытки поставить балет о современности (на современный сюжет), да так, чтоб в классики попасть. Не выходило… Консервативный жанр, о чем Щедрин тоже говорит.
Но все-таки эта мысль, несмотря на то, что понимали ее по-разному, дает возможность задуматься, и даже шире: а вот люблю ли я театр за постоянство? И тут же себе отвечу: это смотря какой жанр!
Балет – да, за постоянство. Есть любимые балеты, а в них любимые места, знаешь, ждешь. Которые любишь меньше – те все равно более-менее знаешь. В конце концов (точнее, с них лучше стоило бы начать) – есть разные исполнители! Есть разные редакции и постановки.
Оперетта – то же самое. В классических помнишь сюжет и тоже что-то предвкушаешь. В неизвестных тебе лично или новых произведениях есть элемент неожиданности. Опера – то же самое, но я с ней никак вторично не подружусь. «Дружу» только со знакомыми местами: мне уж лучше концерт с ариями.
А драма – нет! Меня она привлекает не только хорошей игрой, хорошей режиссурой, но и сюжетом. Мне нравится не знать, что будет дальше, удивляться поворотам… хотя и часть привычных для пьес повторов уже выучиваешь и что-то порой можешь угадать. В итоге меня не так часто затащишь на спектакль, сюжет которого я знаю. Еще точнее: у которого и сюжет знаю, и какую-либо постановку этой пьесы видела. После этого – обычно все – мне хочется новизны. Не постоянства!
А вы любите в театре постоянство или новизну? И в чем для вас заключаются эти понятия?
Театральный сезон открыт, открыла его и я. Не балетный пока (у меня).
Мой канал не относится к числу специализирующихся на отзывах и обзорах, т. к. из-за не–столичного местожительства такой жанр у меня редок – редко есть о чем рассказать на всю страну. И все же сезон начался! Год назад писала встречающую его статью. Там, если перечитать, можно увидеть новость цензурного типа, теперь видно, что не получившую продолжения – ничего такого слышно не было.
Но за год в театре все же многое изменилось, хотя бы в международном плане. А про отзывы это больше канал моей коллеги:
Всего доброго вам! Любитель балета.