Компании-экспортеры назвали главным барьером при переходе на альтернативных поставщиков и рынки сбыта логистику
Основным вызовом, который возникает перед большинством предприятий-экспортеров, является логистика. Проблемы с экспортными поставками во IIквартале 2022 года испытали почти 60% предприятий, 10% экспортеров полностью прекратили поставки за рубеж, еще 35% столкнулись с частичной приостановкой экспорта. Об этом говорится в докладе, подготовленном экономическими подразделениями территориальных учреждений Банка России при участии Департамента денежно-кредитной политики.
История вопроса:
— В ходе переориентации поставок на рынки дружественных стран российские экспортеры сталкиваются с рядом трудностей, большая часть из которых влечет за собой ограничение возможностей для увеличения предложения продукции. Основными из этих трудностей являются транспортно-логистические проблемы, которые приводят к увеличению стоимости отечественных товаров на мировых рынках и снижению поставляемых объемов, — уточняют аналитики.
Единственной группой товаров, на которую логистика оказывает менее негативное влияние, а переориентация поставок проходит относительно успешно, является сельскохозяйственное сырье. В процентном отношении больше всего проблем с логистикой у экспортеров энергетических товаров, а также древесины и изделий из нее. В топ-5 экспортеров, которые сталкиваются со сложностями также вошли производители химической продукции, пластмассы и удобрений, автомобилей и оборудования.
Авторы доклада выделяют «целый набор факторов, который препятствует быстрому освоению новых ниш».
Прежде всего потому, что значимая часть транспортно-логистической инфраструктуры расположена в европейской части России.
— Текущие совокупные портовые мощности в европейской части России заметно выше, чем в азиатской. По этой причине дальневосточные пункты отправления обладают сравнительно меньшими потенциальными возможностями с точки зрения объемов морской транспортировки экспортируемых грузов. Совокупная мощность газо- и нефтепроводов, идущих в европейские страны, также значительно превосходит возможности трубопроводов в направлении Азии, — отмечают аналитики.
Переориентация на восточное направление приведет к росту транспортных издержек для расположенных в европейской части и ориентированных на экспорт в Европу компаний и снизит ценовую привлекательность их продукции на внешних рынках.
Перегруженность железных дорог и морских портов привела к значительному росту цен на перевозки этими видами транспорта, в связи с чем возникает необходимость в расширении существующей транспортно-логистической инфраструктуры. Немаловажным фактором является проблема с оплатой российских товаров внешними покупателями.
— Большинство экспортеров испытывают сложности с заменой импортного оборудования отечественным: аналогов часто нет либо они уступают по качеству. Тем не менее в ряде случаев компании способны заменить импорт на отечественные аналоги уже в краткосрочной перспективе, — уточняется в докладе.
Также авторы отмечают, что рост издержек на транспортировку грузов при прочих равных приводит к увеличению цен на товары отечественного производства для зарубежных покупателей, из-за чего компаниям затруднительно сохранять прежние объемы продаж.
Во-вторых, укрепление рубля делает отечественные товары относительно дороже. В-третьих, «экспансия основных товаров российского экспорта на новые направления происходит в условиях более низких цен относительно текущей конъюнктуры мировых рынков». В частности, подобный дисконт отмечается в поставках энергетических товаров.
Напомним, российскому банковскому сектору необходимо уходить от доллара и евро, задачей номер один являются расчеты в рублях, юанях, тенге и других валютах, заявил президент, председатель правления ВТБ Андрей Костин. LR
#морскиепорты #санкции #экспорт #банки