Найти тему
ФедералПресс

Будет ли в России дорожать топливо для машин

Экспорт за границу может создать серьезную проблему осенью.  Фото: freepik.com
Экспорт за границу может создать серьезную проблему осенью. Фото: freepik.com

Нормальная аномалия

В России происходят непонятные вещи на рынке моторных топлив: кроме подорожания бензина, ожидается дефицит так называемого зимнего дизельного топлива. По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, такая ситуация возможна из-за экспорта нефтепродуктов за границу.

Собственно нехватка зимнего дизеля возникала и ранее, но с ней помогали справиться средние дистилляты – смеси углеводородов, находящиеся в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба): они выступают в качестве его заменителей, и их можно заливать в баки автомобилей. Теперь же они активно отправляются за пределы России, туда же продается и зимний дизель.

«Из-за этого у нас цены оптовые и розничные на дизельное топливо существенно выше, чем на бензин», – сказал Евгений Аркуша, добавив, что данная ситуация нормальной не является (цитируется РИА «Новости»).

Отраслевые эксперты схожи во взглядах относительно возможности нехватки зимнего дизеля. Они не видят никаких причин для ее реального возникновения, обращая в то же время внимание на ситуацию с поставками на мировой рынок.

«Явных предпосылок для дефицита зимнего дизельного топлива пока нет. На данный момент снижения экспорта действительно почти не наблюдается», – отметил Сергей Кауфман, аналитик компании «Финам».

Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, считает, что опасения по поводу нехватки зимнего дизеля носят сезонный характер и дефицит ежегодно удается нивелировать за счет импорта из Беларуси.

Сергей Кауфман связал факт превышения стоимости дизельного топлива над ценами на бензин с нынешней конъюнктурой на рынке. По его мнению, исторически цены на бензин были выше цен на дизельное топливо. Однако в текущей ситуации высокий спрос на дизельное топливо и сохраняющийся экспорт привели к его подорожанию. «Это не аномалия, а просто следствие текущего баланса спроса и предложения», – добавил Сергей Кауфман.

Санкции нам помогут

Спрос на топливо в настоящее время увеличивается и под влиянием северного завоза, когда топливо доставляют в удаленные районы России. Поставки туда будут идти еще несколько недель. Соответственно, оптовые цены на него поднимаются.

Добавим к этому прекращение государственного субсидирования транспортировки нефтепродуктов по железнодорожным магистралям в Дальневосточный федеральный округ. До июля действовала субсидия в размере почти 10 млрд рублей, компенсировавшая затраты РЖД, сейчас она отменена. Поэтому и дизельное топливо и бензин в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока дорожают – подорожал завоз.

В ближайшие месяцы, говорит Сергей Кауфман, следует ожидать роста розничных цен на бензин и дизельное топливо вслед за оптовыми. Тем не менее он окажется меньше уровня инфляции в стране (она по итогам 2022 года может составить порядка 12 %).

Как отметил Владимир Чернов, снижения цен в России в 2022 году не предполагается. Они всего лишь стабилизировались и иногда могут увеличиваться из-за подорожания доставки нефтепродуктов до потребителей.

В следующем же году сколь-либо ощутимого повышения цен на бензин и дизельное топливо тоже не предвидится благодаря вступлению в силу санкций Европейского союза против их экспорта из России.

«С февраля 2023 года Европейский союз введет эмбарго на морские поставки российских нефтепродуктов. Это неизбежно снизит экспорт и увеличит объемы топлива, поступающие на внутренний рынок, так как найти альтернативные рынки сбыта для нефтепродуктов сложнее, чем для сырой нефти», – сообщил Сергей Кауфман, добавив, что можно даже ожидать снижения оптовых цен на бензин и дизельное топливо в России. Вслед за ними должны пойти вниз и розничные цены на автозаправочных станциях.

Фото: freepik.com