Как в 1960-х в Советском Союзе разработали респиратор для малярных работ, актуальный и в наши дни, и при чём здесь «озорные» малярши и косметологический кабинет — история заслуженного эколога РФ, Юрия Степановича Корюкаева.
Как бы ни был могуч и совершенен корабль, сложны и крепки конструктивные элементы его корпуса и надстроек, не покрытый слоями краски корабль быстро превращаются в металлолом.
Сотни маляров, преимущественно женщин, на десятках верфей и судостроительных заводов страны обеспечивали и обеспечивают живучесть и долгий срок эксплуатации военно-морского и гражданского флота, нанося лакокрасочные покрытия на металл.
Чем опасны лакокрасочные материалы
Практически любой лакокрасочный материал состоит из пленкообразующей смолы, пигмента и растворителя. В процессе работ к краскам, как правило, добавляют разбавитель. Растворитель и разбавитель улетучиваются при окраске. Пары взрывоопасны и токсичны.
Взрыв паров и горение недопустимы на строящемся корабле. Поэтому обеспечение концентрации в размерах 10% от нижнего концентрационного предела взрываемости паров абсолютно обязательно при расчётах вентиляции в технологических картах производства окрасочных работ. При этих концентрациях при работе без средств индивидуальной защиты органов дыхания действие паров большинства растворителей может вызвать острые отравления рабочих.
«Озорных» малярш на танцы не зовут
В советское время информация о травматизме и отравлениях была доступна ограниченному числу специалистов. Такие события, как групповое отравление малярш на Адмиралтейском судостроительном заводе, гибель бригады маляров на одной из верфей Дальнего Востока от вспышки паров, разрушение конструкций судна «Парижская Коммуна» в Николаеве от взрыва паров и другие, не были опубликованы и скорее всего забыты.
Но рабочие знали и рассказывали, что малярши при работе становятся, по их словам, «озорными». По слухам, дети у них дурные. Сами же малярши говорили о видениях, возникавших при работе с красками, разведёнными ацетоном.
Молодые девушки жаловались, что с ними отказываются танцевать, так как они пахнут растворителями. Действительно, в выдыхаемом ими воздухе методами хроматографии мною были обнаружены пары растворителей и сразу, и через сутки после работы.
В маляры набирали по оргнабору девушек из деревень, которые довольно быстро теряли природную красоту и здоровье. Заработав немного денег, часть их возвращалась домой. Некоторые, выйдя замуж и родив детей, продолжали работать, вырабатывая необходимый стаж, чтобы пораньше уйти на пенсию по первому или второму списку. Удавалось это в основном сильным и полным женщинам, худые и мелкие недорабатывали. Оно и понятно: на полную надо больше яда, чтобы её извести.
Неутешительные результаты исследования здоровья сотрудников
Обеспокоенное кадровым вопросом Союзное министерство в начале 60-х годов через Головную НИЛ охраны труда, где я уже работал, привлекло Ленинградский НИИ гигиены труда и профзаболеваний и ряд других организаций к исследованию состояния здоровья и условий труда малярш на судостроительных предприятиях.
Результаты оказались весьма тревожные. Практически при всех малярных работах концентрации паров растворителей были выше ПДК. В десятки раз по особо токсичным ксилолу и толуолу и в разы по остальным.
Были выявлены профессиональные заболевания систем кроветворения, нервной системы, печени и желудочно-кишечного тракта. Особо опасным для здоровья женщин и их будущих детей оказались растворители современных коррозионностойких красок на основе ароматических углеводородов — толуола, ксилола, сольвента.
Разработка противогазового респиратора
Из принятых административных мер (например, запрещение женщинам работать краскораспылителями в замкнутых и труднодоступных помещениях) самым, пожалуй, главным было выделение средств на разработку респиратора, защищающего органы дыхания от растворителей.
Одна из закрытых оборонных научно-исследовательских организаций Министерства химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР по ТЗ нашей лаборатории в конце шестидесятых годов разработала и организовала выпуск противогазовых респираторов РУ-60А. Это респиратор более 50 лет является лучшим средством индивидуальной защиты от паров растворителей и уступает только промышленному фильтрующему противогазу марки А.
Не могу не отметить, что работой по организации выпуска и испытанию респираторов на предприятиях отрасли руководил совершенно замечательный человек — ветеран и инвалид войны, Иван Григорьевич Богомолов. На мою долю, молодого научного сотрудника, выпали производственные испытания.
С участием Ленинградского НИИ Охраны туда (профессор Я.И. Трумпайц) было установлено, что респиратор может обеспечивать полную защиту рабочих на продолжительности одной рабочей смены и может работать без регенерации несколько дней. В критических ситуациях, когда концентрация растворителей повышается до 10% НКПВ, респиратор обеспечивал защиту на протяжении часа работы, достаточного для окраски кистью 12 квадратных метров в закрытом помещении.
Косметологический кабинет для малярш
Производственные испытания я проводил на Ново-Адмиралтейском заводе в малярном цехе, начальником которого была Лидия Трофимовна Петренко. При первом знакомстве Лидия Трофимовна выдала мне свой рабочий комбинезон и в сопровождении мастера направила ознакомиться с условиями работ малярш в дизель-электрической ПА.
Ознакомили меня очень подробно и добросовестно. Комбинезон был разорван, замазан и непригоден для ношения. Дальше пошло всё стандартно: обучение, регистрация условий труда, контроль за использованием.
Ношение респираторов было принято без восторга. Надо научиться правильно дышать, надо терпеть его на лице.
И здесь вмешалась Лидия Трофимовна, которая опекала своих девочек, как родных детей. Всё просто. Она: «Девки, не век же вы будите красить. Надо выйти замуж, рожать детей. И что вы родите?» Они: «Лидия Трофимовна, какое замуж? Никто знакомиться не хочет! Посмотрите, что на лице, какие вмятины».
Буквально через неделю после начала внедрения респираторов в раздевалке малярного цеха работал косметологический кабинет. Девочкам делали массаж и обработку кожи лица кремами.
Навстречу новым задачам
Позже тема была закрыта, а я с лабораторией сварки этого же завода стал заниматься безопасностью труда при аргонно-дуговой сварке титана и его сплавов, так как возникли проблемы со здоровьем сварщиков.
С Лидией Трофимовной мы продолжали контакты и вместе написали книгу «Техника безопасности при окрасочных работах в судостроении», которую наше судостроительное издательство выпустило в 1973 году.
При окраске дизель-электрических подводных лодок всё шло нормально. Профессиональных больных, насколько мне известно, не было.