Морозной зимней ночью 1941 года в окно нашего дома постучали. Все проснулись, повисла тревожная тишина. Дед остановил рванувшуюся к двери бабушку и открыл сам. Ночных посетителей было трое: один в штатском и двое в милицейской форме. Через пять минут бабушка шагнула в снежную мглу, едва поспевая за молчаливыми спутниками. Дорога на машине заняла всего миг. При взгляде на дом ее сердце упало. Иевлевы, молодая семья с детьми, которых она самовольно переселила в пустующий дом! До этого они жили в бараке. Два дома барачного типа были построены перед войной для работников пятой ТЭЦ. Здесь поселились приезжие. По сравнению с коренными жителями выживать в комнатушках холодного барака было трудно. Именно из этих домов выносили первых умерших.
Следует пояснить, что бабушка в течение долгого времени была членом местного поселкового совета. Одной из ее обязанностей являлось расквартирование частей армии в дома, из которых эвакуировались люди. На биографию замечательной моей бабушки выпали все значимые исторические события: войны и революции. Человеком она была смелым, активным, отличным организатором. Жили мои родные на самой окраине Ленинграда на правом берегу Невы. В этом живописном уголке вплоть до шестидесятых годов прошлого века стояли деревянные дома, окруженные фруктовыми садами.
Вошли через незапертую дверь в темный коридор. На бабушкином пути оказался какой-то большой мешок. Она споткнулась и больно ударилась коленом обо что-то твердое. В дверях передней гостей встречал хозяин с керосиновой лампой в руке. В ее неверном свете бабушка увидела на полу две мертвые головы, которые выкатились из не завязанного мешка. Мужская с закрытыми глазами, почти лысая и женская с прозрачной синей кожей и бесцветными, широко распахнутыми, глазами. Бабушка застыла от ужаса …! Потом подписала какие-то бумаги, не глядя на своих недавних знакомых, которым она очень старалась помочь. Мужчина в штатском вывел бабушку на улицу.
– Идите домой!
Она из последних сил не пошла – побежала. Торопливо щелкнула засовом родной калитки и тяжело оперлась о забор, в одно мгновение, оказавшись в объятиях любимой семьи.
На следующее утро стало известно, что младшая дочка Иевлевых, Маша в школе удивлялась, когда другие дети жаловались на голод.
– А наша мамка каждый день котлеты жарит!