Мир искусства богат подделками знаменитых мастеров, отчего, как принято считать, страдает вся сфера. Однако истории, связанные с подделками, бывают совершенно разными, и вот один из таких примеров:
Речь пойдет об известной терракотовой армии – главной достопримечательности Китая периода династии Цинь, найденной в 1974 году. Тогда первые воины – части более чем восьмитысячной армии первого императора Цинь, были найдены крестьянами, бурившими скважину недалеко от древней столицы Сиань. Позже раскопки этого места продолжались десятилетиями, а в 1987 году эти работы стали наследием ЮНЕСКО.
Все, что касается этого объекта, примечательно то, что показ этих работ за пределами Китая редок, однако в 2007-2008 году демонстрация этих произведений все-таки состоялась в Британском музее. Еще более удивительным стало то, что в том же 2007 году в Гамбурге открылась выставка «Власть после смерти», где объявили о показе 10 подлинных воинов терракотовой армии наряду с сотней современных копий. Разумеется, произошел скандал, ведь выяснилось, что ни одно из произведений не является подлинными, поскольку представитель культурного наследия Шэньси, ответственный за предоставление скульптур, утверждал, что впервые услышал об этой выставке из теленовостей. Тогда в Гамбурге пришлось закрыть экспозицию.
Совершенно не ясно откуда Музей этнологии получил этих «терракотовых воинов». Эксперты антикварного рынка китайского фарфора предполагают, что они могли появиться из современного города Цзиндэчжэнь, являющимся «столицей фарфора» с середины XIV века. Именно из этого места в течении веков доставляли фарфор к императорскому двору. До сих пор в этом городе население занимается керамической промышленностью и большинство произведений антикварного фарфора здесь являются копиями. Отсюда, вероятно и были получены те самые «оригинальные статуи», однако некоторые исследователи склоняются не столько к тому, что это могла быть намеренная ложь для привлечения посетителей, а неточности перевода с китайского языка, поскольку музейные сотрудники могут ошибаться не только в экспертизе получаемых на экспозицию произведений, но и при рутинной подготовке мероприятия. Как раз это и касается перевода с китайского языка.
Кроме того, известно, что в Китае высокопрофессиональное копирование старинной работы считается как создание своего произведения, что является как бы приближением к мастерству древних – высшей похвалой автора.
Однако не стоит полагать, что такое отношение к поддельным произведениям искусства – это особенность менталитета в Китае. Мир искусства знает случаи, когда даже знаменитые художники подделывали других знаменитых художников. Такая ситуация характеризует работу Питера Брейгеля Младшего, который сделал множество копий работ своего отца, среди которых Пословицы», хоть и являющиеся копией, но занимающие место в коллекции Дельпорта в Брюсселе.
Еще одна занимательная история, связанная с фальшивыми произведениями, носит имена Вольфганг и Элен Белтракки – самопровозглашенные «Бонни и Клайд» в мире искусства.
Вольфганг Белтракки начал писать в стиле известных художников еще подростком, учась у своего отца, который был церковным художником-монументалистом и реставратором. Однако вместо создания собственных произведений, его увлекло создание несуществующих работ знаменитых художников и продажа их на блошиных рынках.
Он подделывал работы Фернана Леже, Генриха Карпердонка, Кес Ван Догена, и прочих. Многие его работы были проданы по чрезвычайно высоким ценам. Однажды ему даже удалось обмануть одного уважаемого дилера, продав ему работу якобы Макса Эрнста прочти за 2 млн долларов, после того как историк искусства Вернер Спайс официально признал ее подлинной. Даже одна из его поддельных работ висела в ретроспективе Эрнста в Метрополитен-музее.
Посредством своей жены Элен он смог распространять свои подделки. Каждый раз, когда она посещала аукцион, она рассказывала выдуманную историю о том, что унаследовала коллекцию своего дедушки, который спрятал ее во время Второй мировой войны.
Лишь в 2008 году экспертам удалось разоблачить пару после того, как в некоторых из его кампендоков был обнаружен современный пигмент. После этого художника приговорили к шести годам лишения свободы, но отсидел он чуть более двух лет, добившись досрочного освобождения, согласившись писать работы только под своим именем. Кроме того, ему пришлось заплатить компенсации за все проданные подделки.
Напоследок история о Джонне Мятте, которого сокамерники прозвали не кем иным как Пикассо. При этом то, что он создал, полиция Скотланд-Ярда окрестила «крупнейшим художественным мошенничеством ХХ века». В период с 1986 по 1994 года он подделал около 200 работ таких художников как Марк Шагал, Жан Дюбюффе, Альберто Джакометти и Анри Матисс. С помощью своего сообщника он дурачил коллекционеров и экспертов так, что его работы продавались на главных аукционах мира, таких как Sotheby’s и Christie’s.
Однако художник изначально вел законную деятельность по продаже «настоящих подделок» в Privat Eye. Все изменилось, когда его постоянный покупатель Джон Дрю сказал, что аукционнный дом Christie’s заплатил бы 25 тыс. фунтов за работу «Альберт Глейз». С тех пор он стал подделывать работы знаменитых авторов. После нескольких удачных сделок, Мятт устал от работы с сообщником из-за его сомнительного обращения с финансами и в 1933 году разорвал с ним отношения. Оба были арестованы спустя два года, когда разъяренный Дрю рассказал всю правду полиции. Благодаря сотрудничеству с блюстителями закона, Мятт был приговорен к году тюрьмы, из которого он отсидел всего 4 месяца.
После освобождения Мят продолжает писать картины, но уже делая пометки о подделках.
Как мы можем заметить, многие художники продолжили свою работу, после создания подделок, хотя и лишались свободы на какое-то время за свои преступления, а также выплачивали компенсации. Как мы видим, история знает случаи, когда художники даже строили собственные карьеры после громких дел. Очевидно, что в мире бывает разное отношение к репутации и совершенно разное отношение к подделкам. Исходя из историй, совершенно понятно, что крупные институции и уважаемые эксперты могут ошибаться. Однако важно то, что такие случаи заставляют развиваться такие отрасли как экспертиза произведений искусства, что позволяет сокращать попадание подделок на арт-рынок.
А что вы думаете о таких инцидентах?
Автор арт-менеджер Соловьева София