Найти тему
Силумин

Два моста и пирамида

ул. Кузнецкий мост (дома 21 и 24) фото автора
ул. Кузнецкий мост (дома 21 и 24) фото автора
Протяженность: около 6 км; время в пути 2 часа
начало: м. Театральная (выход №10)
окончание: Патриарший мост, (м. Кропоткинская)

Это первая статья по следам недавней прогулки 19 сентября. Понимая, что в городе очень много ярких и интересных мест, экскурсионных маршрутов и проектов, я все же попытаюсь показать город таким, каким вижу его я. Возможно, эти заметки будут для Вас полезны, когда Вы решите пройтись по городу. Москва - по сути один большой музей, город, в культурных слоях которого можно найти отражение разных исторических эпох и архитектурных стилей. Если нет интересных выставок, отправляемся гулять.

У каждой из таких "прогулок" есть простая задача: изучая город получать от этого удовольствие. Нет задачи сделать путеводитель, так как описывать трек на карте - очень не благодарное занятие, по этому буду делиться впечатлениями от интересных мест, которые попадались мне на пути.

Выбрался из подземки на станции "Театральная" и по Никольской улице дотопал до одной из старейших улиц Москвы - Кузнецкий Мост, которая проходит по территории культурных слоёв «Старая Кузнецкая слобода», «Кузнецкий мост» и «Звонарская слобода», охраняются в качестве объектов культурного наследия.

Первым сюрпризом на пути стали скрытые от посторонних глаз во дворе дома №17 на улице Кузнецкий мост палаты Тверского подворья, которые очень качественно восстановили во второй половине 1990-х — 2002 годах проект реставрации О. Н. Башиловой и А. С. Воскресенского. Территория вокруг палат ухожена.

Двигаемся по улице от её конца к началу, там где она встречается с Камергерским переулком встречаем по пути много зданий, о которых

можно почитать на просторах "сети", отдельно останавливаться на этом не считаю нужным. Проходя по Камергерскому переулку, обращаю внимание на одну из немногих уцелевших работ скульптора Анны Семёновны Голубкиной(её персональный музей должен открыться в 2024 году), которая работала в стиле скульптурного импрессионизма - горельеф над входом в МХТ им А.П. Чехова - "Пловец", работе более 100 лет. За углом напротив театра натыкаюсь на памятник А.П. Чехову странного болезненного вида, у них есть что-то общее с "пловцом" хотя памятник довольно "свежий"(1998г., открыт к 100-летию МХТ).

Дойдя до Тверской улицы удивился тишине, оказалось машины уступили место марафонцам.

на пересечении Тверской ул. и Камергерского пер. Фото автора.
на пересечении Тверской ул. и Камергерского пер. Фото автора.

Пересекаем Тверскую улицу, проходим по Газетному переулку(одно из прежних названий Успенский переулок, по церкви Успения Богородицы) и упираемся в Большую Никитскую улицу, которая обязана своим названием Никитскому женскому монастырю.

Топаем по Большой Никитской в сторону Романова переулка, сворачиваем в Романов переулок и практически сразу "ныряем" в арку на левой стороне переулка. Свернули мы сюда, чтобы увидеть пирамиду(вот так встреча). Пирамида - конечно, по размерам скромнее, чем египетская, и менее прозрачная, чем парижская. В истории русской архитектуры их совсем немного. Первую и вторую (винные погреба) построил в 1790-х годах Николай Александрович Львов, третью (культурно-развлекательный центр) - построили в начале двухтысячных в Казани. Пирамида в Романовом дворе - это крыша над бассейном фитнес центра. Справа от пирамиды - окна дворового фасада бизнес-центра.

Проходим дворами и выходим к Знаменской церкви.

Обойдя Знаменскую церковь через арку бизнес-центра возвращаемся в Романов переулок, проходим по нему мимо 5-го дома Советов и выходим на Воздвиженку к музею архитектуры имени А.В. Щусева. Одной из остановок на этой прогулке был как раз музей архитектуры, а точнее флигель "Руина". Зарядившись впечатлениями от картин Андрея Новикова, о встрече с которыми я написал здесь, продолжаем прогулку и выходим на Староваганьковский переулок, проходим мимо Церкови Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, пересекаем Знаменку и продолжаем идти по Малому Знаменскому переулку, где нас ждет ещё одно удивительное место - Мусейон и церковь священномученика Антипы на Колымажном дворе. Часть Занеглименья, местности к северо-западу от Кремля, где была построена церковь Антипия, называлась Чертолье или Черторье (в летописях оно упоминается с 1365 года). В разные годы церковь фигурирует в документах как церковь «у Больших конюшен» (1619), «что в Чертолье» (1625), «что у Государевых больших конюшен» (1667), «на Ленивом торжке у старых конюшен». Обязательно загляните в эту церковь, она необыкновенно красива.

При Храме, кстати, есть кафе, где можно устроить привал, отдохнуть перекусить и продолжить прогулку, обойдя с тыла главное здание ГМИИ им А.С. Пушкина продолжая движение по Малому Знаменскому переулку и выйдя на Волхонку. Переходим улицу к Храму Христа Спасителя и Патриаршему мосту. На этом можно было бы закончить и снова уйти под землю - на станцию метро "Кропоткинская"...

Но я решил отыскать памятник Патриарху Алексию II, который когда-то давно причащал и исповедовал меня на Пасху. Памятник "Воссоединение" я отыскал слева от главного входа в Храм Христа Спасителя.

Скульптурная композиция, посвящённая подписанию Акта о каноническом общении Московского патриархата и Русской зарубежной церкви. На композиции изображены патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской православной церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, стоящие на разломленном земном шаре и держащие в руках храм Христа Спасителя и подписанный Акт о каноническом общении. Фото автора.
Скульптурная композиция, посвящённая подписанию Акта о каноническом общении Московского патриархата и Русской зарубежной церкви. На композиции изображены патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской православной церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, стоящие на разломленном земном шаре и держащие в руках храм Христа Спасителя и подписанный Акт о каноническом общении. Фото автора.