Найти тему
13-й пилот

Сенаки-90. Перегон: опять в Мехрабаде. В новом месте. Хозяева снова "обидели"

И снова только издали мимоходом посмотрели на американские аппараты иранских ВВС. Фото из свободных источников.
И снова только издали мимоходом посмотрели на американские аппараты иранских ВВС. Фото из свободных источников.

Этот раз провожал нас в Мехрабад штурман дивизии полковник Булыга. Самолёты были готовы к перелёту, мы прошли местного доктора и собрались в классе предполётных указаний вазианского полка на инструктаж. Меня тревожил этот перелёт, не нравилось мне, что вдоль нашего, уже знакомого нам маршрута, стояли «Хоки». Не дай Бог, опять кому-то уклониться с линии пути и получить ракету от иранцев. После первого перелёта иранцы вышли у меня из доверия — смутные они какие-то, их военные. Относятся к нам, как к засланным казачкам. А, между прочим, наши разведчики абсолютно не поинтересовались тем, что мы видели на военном аэродроме и это меня удивило. Как-то не показались мне покупатели наших самолётов нашими союзниками.

Дали добро на перелёт, полковник ещё раз повторил свои инструкции, оставался один вопрос: кто будет этот раз старшим в лётной группе и пойдёт первым? Мне это не грозило — в нашей группе был майор, штурман-программист Игорь. Мы с ним служили ещё в Мерзебурге, где он был старшим лётчиком в звене того самого замкомэски, что не довёл самолёт до Мехрабада.

Каково же было моё удивление, когда полковник произнёс мою фамилию. Ох, как мне не хотелось выполнять эту грёбанную функцию!
- Секунду, товарищ полковник, - подскочил я, как ужаленный, - это противоречит Уставу. Старшим в группах назначается старший по должности, а у меня должность капитанская.
Полковник несколько секунд смотрел на меня, поджав губы, потом перевёл взгляд на Игоря и снова на меня.
- Это не моё решение, - Булыга закатил глаза и ткнул пальцем в потолок, с таким видом, будто меня назначил старшим сам президент СССР.
Сомневаюсь, что нас с Игорем и в дивизии различают, не говоря уж про начальство Воздушной армии, но спорить дальше смысла не было.
- Твоя задача, - продолжил Булыга, - выйти на территорию Ирана и определить соответствие метеоусловий для перелёта, а они должны быть простыми, П-М-У. Да и на подходе к Тегерану, если что — дашь команду на возврат следующим за тобой парам. Вопросы есть?
- Есть, - пискнул я, севшим от волнения и злости голосом, - а с иранцами достигнута договорённость о воздушном контроле за нашим полётом, не ровен час начнут по нам «Хоками» палить?
- Всё согласовано, - уверил меня полковник, - не волнуйся, Толя. У тебя будет что-то к лётчикам группы?

Полковнику я не поверил про согласование с иранцами нашего контроля. Хоть и уверенно он произнёс фразу, но глаза как-то отвёл на мгновенье в сторону. Да и понимал я, что ничего он толком не знает, не его это уровень — согласовывать такие перелёты. А лётчикам что-то надо сказать, хотя бас моему голосу не вернулся. Вышел к столу и стал рядом с полковником.
Не понравилось мне прошлый раз, как позорно верещал старлей в эфире. Да никому это не понравилось! Замкомэска, тот до упора был спокоен, настоящий сибиряк!
- Не болтать лишнего в эфире, - пропищал своей группе, - только установленный радиообмен.
Лётчики отводили глаза, неловко улыбаясь. Я это принял на свой счёт — позорно разволновался перед товарищами.
- По самолётам, - дал команду Булыга лётчикам и хлопнул меня по плечу, мол, не дрейфь, Толя.
Мы потянулись на выход из класса.

Этот раз мне досталась спарка с Четвёртым в задней кабине. Он был своей функцией доволен — за мешок полетит. Пока шли к самолётам, я, глядя на его безмятежную рожицу, не удержался и решил немного снизить ему градус довольства. Да и голос надо проверить, связки вроде отпустило.
- А ты не расслабляйся в задней кабине, - сурово дал указание Четвёртому, - и ориентировку веди, и за воздухом наблюдай, а вдруг ракету пустят, хоть команду дашь на противоракетный маневр.
- Командир, не пугай, я и сам боюсь, - нахмурился лётчик, - буду крутить головой на 360 градусов весь маршрут!
- Так-то — лучше! А то сияешь, как блин на Масленицу.
- И ты не спи в кабине, а счисление пути веди, - повернулся я ко Второму, - а то прошлый раз я шёл по линии пути, как бык по дороге…, а ты только крыло сосал.
- Да прошлый раз ты точно шёл, командир, как всегда - никуда не уклонялся. А я вёл счисление пути, - уверил меня Второй.
Второй летит на боевом самолёте.

В кабине самолёта, как обычно это было со мной, успокоился. Ил-76 уже вырулил на полосу, и я своим обычным басом запросил запуск. Идём с интервалом между группами в десять минут.

Погода над нашей территорией была простая, аккуратно прошёл по коридору пересечения госграницы над Джульфой, доложил о проходе транспортнику. А вот над иранской территорией меня ждал сюрприз: плоскогорье было закрыто облачностью с редкими разрывами. Вести визуальную ориентировку невозможно, это были сложные метеоусловия. За мной в воздухе уже было две пары. Я засомневался: мы-то готовы к таким условиям, но в полётных листах стояло ПМУ для перелёта, да и Булыга предупреждал. И перед иранцами неудобно было — ждут, а мы опять не придём. Мне было известно, что принимающая сторона первый раз ждала нас, встречу организовали торжественную, представителей военных и духовенства на аэродром подтянули, телевидение, а мы не прилетели. И второй день собрались нас встречать, а мы опять … Третий день иранцы уже нас не ждали, а мы припёрлись, да ещё с потерей самолёта. Нехорошо.
Надо принимать решение.

Запросил погоду на маршруте у командира экипажа транспортника. Тот прояснил обстановку, мол, дальше облачность редеет, не больше 3 баллов, а впереди по курсу совсем исчезает. Ладно, была ни была, идём дальше.
Дошли без приключений. Сели в Мехрабаде, на сруливании опять заметил на другой стороне полосы одиночный самолёт на стоянке — F-14. Жаль, рассмотреть некогда. Ну, хоть бы иранцы догадались нам показать американские самолёты, интересно же! В кабине бы посидеть…
Дождался на стоянке у своего самолёта всю группу. Ко мне подошёл Игорь, укладывая ЗШ в сумку.
- А я не рискнул бы лететь, вернулся бы, - улыбаясь заявил мне майор.

- Да я сам менжевался, но перед иранцами не удобно, рискнул, - признался ему.
- Ну и правильно, вторая половина маршрута была уже без облаков.

Все собрались около меня, делились впечатлениями перелёта. Подошёл автобус с комэской и переводчиками, а таможенников не было. Сели в автобуси нас повезли в город. Этот раз нас привезли в гостиницу поскромнее — вышли из почёта. Номера на двух человек со всеми удобствами, между номерами — кухня. Общий коридор, на выходе — охрана. Обстановка без излишеств, но с телевизором и мягкой мебелью. Мы заняли номер вдвоём с Четвёртым. Комэск дал команду приготовиться к обеду. Я привел себя в порядок в ванной. Удивил меня санузел: напольный унитаз — казарменный вариант, в училище такие были, и туалетной бумаги не имелось, только какой-то шланг рядом висел. Четвёртый был в курсе и пояснил, что мусульмане бумагой не пользуются, шланг для подмывания. О, новые навыки надо приобретать.

Я прилёг на кровать, а Четвёртый стал бегать по номеру с озабоченным видом котёнка, забывшего где стоит лоток с песком.

- Виталя, ты чего мечешься? Туалет не заметил?
- Какой туалет? Бутылку надо спрятать!
- Таможня сюда вряд ли появится, прошлый раз на аэродроме досматривали.
- Бережёного Бог бережёт, командир, - назидательно заметил мне Виталя и исчез в туалете.
Скоро послышался голос комэски, призывающего идти на обед.

Опять обслуживали бойцы в передниках под присмотром офицера. Лепёшки, мясное с рисом, много фруктов и кока-кола с минеральной водой. А спиртного нет. Сухой закон в Иране. Да чтоб их - ваши порядки!..
Вернулись в номера. Я прилёг на кровать и включил телевизор. Там сплошные новости. Дикторы - мужчины и женщины в строгой одежде. Иранки — красивые! Мелькнула на экране и посадка парой двух самолётов МиГ-29. О, это про нас, похоже рассказывают!

Тут по коридору разнёсся мат-перемат кого-то из наших лётчиков. Потом другой голос тоже вспомнил мать. Меня это не заинтересовало, продолжил смотреть телевизор, а Виталя метнулся в коридор на голос. Вернулся скоро и, с тревожным видом пролетел в туалет. Вышел оттуда сияющий.
- Ну — и? - прикрылся я ладонью от слепящего сияния Виталика.
- А ты говорил - таможни не будет. Была! Прошлись в наше отсутствие по номерам, прошерстили вещи, нашли спиртное, вылили коньяк, а бутылки побили.
- Это свинство с их стороны! Прости меня, Аллах!
- Хозяева! Что хотят, то и творят. Хорошо, хоть претензий не предъявляют, понимают, что мы ещё не все самолёты им перегнали.

Я тоже пошёл на возбуждённые голоса. Потери были невосполнимые. Беспечные владельцы коньяка рвали на себе волосы, проклиная иранские порядки. Виталя хранил таинственное молчание, я не стал его палить — в конце концов, он провёз коньяк, ему и распоряжаться им. Я этот раз не брал с собой спиртное, не рискнул. Сухой закон есть сухой закон!
Выпускать нас никуда не собирались, хотя время светлое ещё было. Комэск хлопотал о встрече с пилотами, об экскурсии, но — безрезультатно. Он надежды не терял, парень — целеустремлённый, этого у него не отнимешь.
Пришлось скучать до ужина в номере. Даже во двор не выпускали. Опять — почётный плен...

Самое начало:
https://dzen.ru/media/pilot13/senaki90-o-marshrute-peregona-v-nijnem-novgorode-63107d7d0b164d705ba27996