Дербент и сподвижники пророка Мухаммеда (САС)
Кладбище Кирхляр.
Стремительные арабские завоевания и распространение ислама охватили и территорию современных Прикаспийской низменности и предгорной части Дагестана. Сведения и источники по изучению данного периода истории Дагестана можно найти единственно в арабоязычных историко-географических источниках. Большая часть этой литературы относиться к IX – X вв.. Важнейшим источником утерянным ещё в давние времена по нашей теме является «Тарих аль-Баб», сохранившийся в труде турецкого историка Ахмеда Ибн Лютфуллаха, носившего звание Мюнеджим-баши («Главный астро-ном») . «Тарих аль-Баб» охватывает период истории Дагестана с 867 по 1076 гг. «Тарих аль-Баб» помогает установить достоверность некоторых рассказов другой известной хроники Дербент-намэ, которая сохра-нилась в многочисленных , так называемых списках. Среди арабских авторов наибольшую ценность представляют ал-Балазури, ал-Якуби, Ибн-аль-Факих, Ибн-Руста, ал-Масуди, ал-Истахри, Ибн Хаукаль идр. Особое место занимает историк и богослов ат-Табари. Предания о могилах сподвижников Пророка (САС) на кладбище Кирхляр в г. Дербенте не появилось на пустом месте. Источники называют сподвижников Пророка (САС) старшего из братьев ал-Бахили – Абд ар-Рахмана б. Рабиа, но нет сообщения, что он был похоронен в самом Дербенте или за его северной стеной. Из Тарих ат-Табари мы узнаём, что в походе Абд ар-Рахмана и Салмана ал-Бахили на Баланджар участвовали и др. известные сподвижники Пророка Мухаммеда (САС ), в том числе Салман ал-Фариси и Абу Хурайра. После кровопролитного сражения с хазарами они во главе воинских подразделений вынуждены были отступать и Салман б. Рабиа увёл часть войск в г. Дербент. Ат-Табари пишет: «Одну часть остатков разгромленного войска Сал-ман вывел через ал-Баб, другую Салман ал-Фариси и Абу-Хурайра вывели через горы». Среди участников похода братьев ал-Бахили было также много известныз людей из поколения ат-табиун, к
- 2 -
числу которых относится и Салман ал-Бахили. Арабский историк Ахмад ал-Балазури автор знаменитого "Китаб футух ал-булдан" ("Книга завоеваний стран") в своих трудах отмечает, что Салман передавал хадисы со слов «праведного халифа Умара ал-Хаттаба. Список сподвижников Пророка (САС) и представителей поко-ления ат-табиун у ат-Табари внушительно, а вообще оно огромно – сотни тысяч людей. Многие из них, как сообщают арабские источники , «погибли в день баланджара», в том числе Йазид б. Муавийа ан-Нахаи, Амр б. Утба и Мидад: «А за день до поражения поутру Мидад сказал Алкаме: «Дай мне твой плащ, обвяжу им голову» И тот дал. Он подошёл к той башне, у которой был убит Йазид, он стрелял в них и убил (нескольких) из них, они выстрелили камнем из катапульта и раздробили ему макушку. Товариши оттащили его и похоронили рядом с Йазидом» - пишет в своей работе «К истории завоева-ния Дербента арабами» историк, вотоковед-арабист профессор Оле́г Гео́р-гиевич Большако́в.
Мы узнаём, Йазида похоронили рядом с Амром б. Утбой и Ма-дадом, то есть в одном месте. Амр б. Утба ал-Ансари представлял узкий круг ближайших соратников Мухаммеда (САС). Ал-Вакиди в своём Китаб ал-магази пишет, что он участвовал вместе с Пророком (САС) в великом сражении при Бадре 17.03. 624г. А хадис о молитве, переданном Амром б. Утбой ал-Ансари со слов Абу Хурейры, с кото-рым он принимал участие в своей последней битве с хазарами, отно-сится к числу достоверных и упоминается во многих сборниках хади-сов, в том числе в Сахих Муслим. Ранняя смерть под Баладжаром не дала ему передать большое число хадисов, как Абу Хурайре. Без чётких исторических сообщений элементарно понятно, что отступая в Дербент командующий войсками Салман б. Рабиа забрал тела погибших Йазида б. Муавиа ан-Нахаи, Амра б. Утба и Мидада. Арабские источники пишут о их гибели близ Дербента и никак они не могут быть захоронены в других частях халифата. Это подтверждает и говорит об их захоронении именно на кладбище Кирхляр, а не в другом месте. В погребальной культуре раннего ислама равенство мусульман перед Аллахом было важнее существовавшей в то время военной иерархии или власти духовных авторитетов. Так, является реаль-ностью , что сподвижник Пророка (САС) Амр б. Утба ал-Ансара,
- 3 -
участник битвы при Бадре, а также его товарищи, гибель которых подтверждает ат-Табари, могли быть похоронены только лишь на кладбище Кырхляр. Важна личность Алкамы б. Кайса ан-Нахаи ал-Куфи, который принадлежал к поколению ат-табиун и входил в по- чётноё число ал-мухадрамун – людей, заставших доисламскую эпоху, времена Пророка (САС) и эпоху после него. Алкама встре- чался со многими сподвижниками Пророка (САС), передавал ха- дисы от «праведных» халифов Абу Бакра, Умара и Али, а также от Айши бинт Абу Бакр и Салмана ал-Фариси, с которым он вместе участвовал в походе на хазар. В сражении арабов с хазарами под Баладжаром мы узнаём, что он жил в одной военной палатке с Йазидом б. Муавией, Мидадом аш-Шайбани и Абу Музаффаром ат-Тамими. Первоисточником истории завоевания Дербента, записанного ат-Табари, похода арабов на Ба- ланжар, Йазид, от которого передавали его сыновья. Профессор О.Г. Большаков полагает, что под именем Йазид, сын Алкамы, или его племянник -Йазид б. ал-Асвад, «хорошо известный передатчик хадисов, активный участник политических событий середины VII в., в том числе битвы при Сиффине» - пишет Большаков. В разное время посетившие Дербент европейские авторы: Федот Афанасьевич Котов, И. Березин, Я. Стрейс, Корнелий де Бруин, И. Ахвердов и др. , а также некоторые письменные источники относят это захоронение к одному из 1-х походов арабов в Дербент в 22г. Хиджри (642/43гг..) предводителем которых был Салман ибн Рабиа ал-Бахили. «И пришли воины Пророка (САС) со священной войной – джихад, неся людям светоч истинной веры. И бились они с кяфира-ми, 6 дней. 20 тысяч кяфиров заслужили в этой битве вечное проклятие, и их души перенеслись прямо в середину джахан-намя (ада). А 40 воинов-мусульман пали за веру Пророка и, испив шер-бет блаженной смерти, стали шахидами (святыми, павшими за ве-ру). И похоронены они на кладбище Кырхляр». Ибн Асам ал-Куфи, ат-Табари, ал-Йакуби, ал-Балазори и др., описывая данный эпизод
- 4 -
называют одного предводителя арабского войска Салман ибн Рабиа ал-Бахили. Захоронение Кырхляр ( по тюркски – «кладбище сорока» ) по исто-рическим данным, явилось кладбищем 40 воинов-шахидов, через некоторое время здесь нашли своё последнее пристанище ещё 15 человек. Исходя из описаний академика С.Г. Гмелина, ими были блаженные люди. Гмелин побывал в Дербенте в серед. XVIIIвека. со своей специальной экспедицией. Он писал – кырхляр ограждён- ный каменным забором участок Северного городского кладбища. Внутри ограды земля разделена на 2 части: большую и малую. Большой участок состоит из 40 каменных надгробий, лежащих в 3 ряда, а меньший - из 8 надгробий, расположенных в один ряд. Размеры долее крупных надгробий – 3,2метра в длину, 0,8метра в высоту, 0, 7метра в ширину, а толщина их 10-12см.Высечены из цельных каменных глыб. Рисунок Кырхляра имеется в книге Ильи Березина, который отмечает, что «древние надгробные камни Кырхляра замечательны своей огромностью, как будто под ними покоятся великаны». Нет точной даты этих надгробий, а ведь ещё 150 лет назад их можно было прочесть. О захоронении в кладбище Кирхляр тюрков-огузов пишет учёный Адам Алеарий, проезжавший из Ирана через Дербент на родину. Об этом пишет голландец Ян Стрейс, находившийся в Дербенте в рабстве и такжесопровождавший Петра I в Дербентском походе Д. Кантемир и все они говорят о принадлежности Кырхляра Огузам. Делаем элементарный вывод о том, что тюрки были воинами араб-ского халифата и участвовали в походах. В том числе и на Дербент. Так, в перечислении «50 шахидов» в хронике «Дербент-наме» пе-ред именами павших и захороненных в Кирхляр шахидов стоит сло- во «султан», именно тюркского происхождения: султан Мир Али, султан Кух-хан и др. Интересные сведения даёт и тюркский эпос «Книга моего деда Коркуда» (Огузский героический эпос) переве-дена академиком В.В. Бартольдом и издана 1962г. Здесь речь идёт о раннем принятии ислама тюрками. Бартольд ссылается на
- 5 -
историка Рашид-ад-дина ( нач. XIVв.) , который связывает появле-ние пророка Мухаммеда (САС) ко временам второго огузского хана Инала. Деде Коркут, по его словам, видел Пророка (САС), принял мусульманство и стал его «посланником» среди огузов. Турецкий историк Байбуртлу Осман ( XVIв.) пишет следующее: «Когда вождь всей вселенной Мухаммед Мустафа (Да Будет Над Ним Благословение и Мир) появился на свет и объявился в Мекке, Баюндур-хан увидел нашего господина посланника божьего (Да Будет Над Ним Благословение и Мир) во время его деяний и уверо-вал Направив Казан-хана и Дундар-бека к священной Каабе и к пос- ланнику (Да Будет Над Ним Мир), он (Баюндур-хан) сообщил о сво-ей приверженности к общине (ислама). Поэтому, когда Казан-хан с их (огузов) беками прибыл к Каабе, они встретились с посланником (САС), когда тот сидел в мечети. Он увидел их, (это была) странная толпа людей с неостриженными волосами, с небритыми усами, с длинными ногтями; (эти люди) прижались к стенам. Говорят, что (только) михраб был свободен от них. Тогда посланник (пророк Мухаммед-САС) изложил им веру и они приняли её. Сальман-и-Фариси ( Да Будет Доволен им Всевышний) направился к ним. Придя к Демир-капу (Железные ворота в Дербенте), он обучал их вере ислама, молитвам и постам. Деде Коркута он поставил над ними шейхом». Имя Сальман-иФариса, как «свидетеля веры» и просветителя огузов, упоминается рядом с именем Деде Коркута и в написанной в 1481г. Родословной Османов («Джам-и Джемайин) тебризца Хасана бен Махмуд из племени Баят, который ссылается на руко-писный источник – «Огуз-намэ». В «Книге Коркута» в этой роли выступает старый Эмен (Эмин – курсив мой) из племени Бюгдюр, один из беков внешних огузов, проживший от времён пророка Мухаммеда (САС) до времён Салор-Казана и Коркута.
Использованные материалы ( Книга Моего Деда Коркута – перевод акад. Бартольда; «Дербент-наме», «Огуз-намэ» и др. источники)
- 6 -
В следующих статьях INZALLAH планирую продолжить освещение темы о роли тюрков в Арабском халифате.
Автор статьи Гюль Ариф Идрисович, историк, блогер.