Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали отрывок, посвященный тому, как Господь, будучи приглашен одним фарисеем на обед, сказал Ему: когда ты устраиваешь пир, то приглашай лучше не родственников и друзей своих, а людей больных, немощных, нищих, которые не смогут тебе воздать тем же за твое добро, и тогда получишь награду в Царстве Божием.
Если смотреть по-светски, то может показаться, что этой речью Христос упрекает человека, который пригласил Его к себе. Но святые отцы объясняют, что Господь на самом деле поблагодарил его за гостеприимство тем, что дал ему совет, который поможет ему прийти в Царствие Божие. Также и когда Господь нас исправляет – может быть, словом Писания или словом наставления от священника, либо же какими-то обстоятельствами жизни, - Он это делает из желания помочь нам достичь совершенства и прийти в Царствие Божие.
Что же касается совета, который Христос дает, то по объяснению одного из святых, Он учит нас, что мы не должны торговать нашим дружелюбным отношением, то есть показывать дружелюбие только к тому, кто может нам быть чем-то полезен. Наше доброе расположение должно быть одинаковым ко всем людям – и знатным, и незнатным, и богатым, и нищим.
Я знаю примеры, когда некоторые новоначальные пытались исполнить буквально эту заповедь Христову. В частности, один мужчина пригласил к себе домой бездомного, решил накормить его, спать уложить. Ну а потом выяснилось, что облагодетельствованный им человек украл у него что-то, и этот новоначальный сильно раздражался и возмущался. Через это Господь показал, что к его доброму делу было примешано тщеславие. Но при этом я знал и людей, уже укрепившихся в вере, которые тоже приглашали к себе домой бездомных, и угощали, и все проходило без каких-либо эксцессов, в частности один мой преподаватель в православном университете так делал.
Тем не менее, есть много путей исполнения этой заповеди. Например, много православных людей помогают волонтерами в специальной службе, которая кормит бездомных на вокзалах и в других местах. А кто-то поддерживает материально устроение такого угощения для людей, оказавшихся в трудном положении, и это тоже путь исполнения заповеди. Но конечно, то, о чем говорит Господь, не сводится лишь к кормлению людей без определенного места жительства. Это касается всех людей, от которых мы не можем получить выгоды, и потому не очень охотно общаемся с ними. Если бы это были люди для нас нужные, мы бы сколько угодно их терпели, слушали и сами искали общения с ними. А когда человек не нужен, бесполезен, то даже если он и родственник, с ним не очень хотят общаться, на телефонные звонки не отвечают, уклоняются от встреч и так далее. И такого человека тоже имеет в виду Господь: ему оказать милость, его пригласить, его накормить, ему уделить внимание. Пусть даже мы не получим от этого никакой земной выгоды для себя, но исполним закон Христов. Так что будем учиться доброжелательному отношению ко всем людям, которого ожидает от нас Господь.