«Все на пол, это мои сбережения!» — можно представить, что примерно такую фразу произнесла жительница Ливана Сали Хафиз, ворвавшись в отделение BLOM Bank в Бейруте 14 сентября. Девушка с правильными чертами лица и большим черным пистолетом сообщила сотрудникам банка, что чужого ей не надо — они просто должны выдать ей 13 тысяч долларов с ее же собственного счета. Хотя впоследствии выяснится, что оружие захватчицы было игрушечным, в моменте возразить было нечего, и вскоре девушка беспрепятственно покинула здание. И даже дала интервью местному телеканалу. Выдержки приводит Reuters:
«Мне больше нечего терять. Это конец пути. Два дня назад я пришла к начальнику отделения и умоляла его, потому что моя сестра умирает. У нее не осталось времени. Сначала он упирался, но потом согласился выдавать нам 200 долларов в месяц. Этого не хватит даже на одну дозу лекарства, которое моей сестре нужно принимать каждый день. Мне стыдно говорить, но я готова была даже продать свою почку, чтобы моя сестра могла продолжить лечение. Как я могу жить, если она умрет у меня на глазах, пока я бездействую?»
С тех пор силовое снятие средств набирает популярность. В пятницу, 16 сентября, у Reuters появилось сообщение о пяти захваченных банках. Причем прохожие, а иногда и оказавшиеся в заложниках вкладчики всячески приветствуют происходящее. О том, как накипело у ливанцев, рассказывает корреспондент Al Jazeera в Бейруте Зеина Ходр:
«Кризис в Ливане продолжается. Валюта обвалилась, безработица подскочила, а государственные службы почти не функционируют. Почти три года люди не могут забрать собственные сбережения из банков из-за неформальных ограничений на выдачу средств вкладчикам. У многих заканчивается терпение. На фоне финансового кризиса депозиты были потрачены на закрытие дыр в бюджете, а теперь государство оказалось на пороге банкротства. Политической воли властей недостаточно, чтобы согласовать план восстановления и распределить убытки. А тем временем вкладчики наглядно предупреждают, что скоро они будут вынуждены забрать свои же собственные средства силой».
Отчаянная решимость вкладчиков вызывает сочувствие даже у правоохранительных органов. Многих задержанных отпускают без возбуждения уголовного дела, а самой Сали Хафиз до сих пор удается скрываться от правоохранителей — либо хорошо прячется, либо не особенно ищут. А тем временем, как пишет Associated Press, ливанский фунт обновил минимум к доллару, и перспективы выхода страны из кризиса остаются такими же туманными.