Страна под названием СССР не родилась из воздуха: до Советского Союза существовала Российская империя. Власть в стране к ноябрю 1917 года была число номинальной, ещё несколько недель или месяцев - и в стране начался бы полный хаос.
Большевики сумели поднять власть, вдохновить народ и начать строительство страны, которая в 1922 году стала называться СССР.
1 августа 1914 года – вступление в Первую мировую войну России. С этой даты начались процессы, завершившиеся крахом Российской империи и уничтожением монархии.
Есть сходство в ситуации, бывшей в той России и нынешней, начавшейся после 1991 года. И тогда и сейчас общество переживало (и переживает) состояние раздвоенности из-за попытки принудительной интеграции в западную цивилизацию и из-за принуждения нас к поклонению Мамоне.
Перед Первой мировой войной мы были в союзнических отношениях с Великобританией, которая втягивала нас в войну с главным соперником Великобритании на континенте – с Германией. Мы «втягивались» и это было обусловлено глубокой финансовой зависимостью России от Запада к началу 20 века.
Финансы и политика тесно связаны в мире. Эту истину с трудом усваивают некоторые современные российские политики, предполагая заинтересованность наших кредиторов только получением прибыли.
Российская зависимость от иностранного капитала имеет давние корни. Можно её проследить чуть ли не с правления Петра Первого, в частности, реформы Александра Второго сильно закрепили в России господство финансово-промышленных групп Запада.
Но самым страшным бедствием для национальной экономики стала золотая реформа С. Витте (1895-1897 года), которая проводилась для обеспечения вхождения России в мировой рынок. В рынок мы вошли, но российская экономика почти перестала быть национальной. Стали расти долги перед иностранцами, причём частные долги стали расти намного быстрее государственных: иностранцы вкладывали деньги для эксплуатации наших подземных богатств.
На первом этапе иностранные инвестиции рекой хлынули в Россию, образовав «золотой мост», но потом наступила вторая фаза: прибыли от вложенного капитала в золоте вывозились в Европу в грабительских объёмах.
Реформа Витте закрепила зависимость России от западных банкиров. Иностранные инвестиции шли в сферу обращения денег, в железнодорожное строительство, в банки, в тяжелую индустрию, прежде всего в металлургию.
К 1914 году иностранцам принадлежало 42,6% совокупного капитала 18-ти крупнейших банков России. Дивиденды из этих банков извлекались в размере 20-30% против 4-5%, которые извлекались из банков у иностранцев на родине.
На капиталы иностранного происхождения приходилось 70% всей добычи угля в Донбассе, 56% добычи меди, 70% добычи золота, 90% электротехнических предприятий. Иностранцы хозяйничали в большей части военной промышленности, в частности в судостроении, металлообработке и машиностроении.
По объему промышленного производства Россия в 1913 г. занимала пятое место в мире, уступая лишь США, Германии, Англии и Франции. Промышленное производство и строительство составляло 29% от размеров всей экономики, сельское хозяйство – 56%.
Экономика России в 1914 году была уже четвёртой в мире, но Запад нас не рассматривал, как равноправного партнера по причинам финансовой зависимости от Запада и того, что больше половины экономики России составляло сельское хозяйство.
Вот как распределялись доли в мировом промышленном производстве:
🔸 США – 35,8%
🔸 Германия – 15,7%
🔸 Англия – 14%
🔸 Франция – 6,4%
🔸 Россия – 5,3%
Российский экспорт имел такую структуру:
🔸 Продовольствие, полуфабрикаты, сырьё – 90%
🔸 Промышленная продукция – 5,6%
В 1906 году началась аграрная реформа П. Столыпина, призванная перейти от общинного уклада сельского хозяйства к индивидуальным крестьянским хозяйствам. Важнейшей целью реформы являлось создание большой прослойки зажиточных крестьян, которые должны были обеспечить рост производства продовольствия и в дальнейшем, как собственники, служить опорой власти.
Результаты реформы таковы: за 10 лет из общины вышло 3084 тыс. дворов (26% от общего числа хозяйств). Однако среди вышедших было много лиц, которые выходили из сельскохозяйственного производства, закрепляя свой надел в собственность и затем продавая его.
Слой зажиточных крестьян формировался медленно, чему в большой степени способствовала крепость общинных традиций. Реформа не дала ожидаемого результата из-за трагической гибели Столыпина в 1911 году. По крайней мере так принято считать.
Доход на душу населения в России за период 1908-1913 года вырос всего на 17%, а абсолютные цифры, по западным стандартам были крайне низкими (см. таблицу Национальный доход). «Порог зажиточности» в России, определявшийся 1000 рублями чистого дохода в год, прошли 700 тысяч человек при численности населения страны почти в 160 млн. человек. Это 0,44% - крайне низко.
Витте и В. Коковцов – министр финансов – в 1906-1907 году продавили предоставление России займа в 2,2 млрд. франков, но это произошло ценой подписания англо-российского соглашения о разделе сфер влияния в Центральной Азии, что вызвало большое неодобрение и возмущение в российских властных кругах, так как означало разрыв с Германией и присоединение России к Антанте.
В своё время Бисмарк сказал слова, подходящие к этой ситуации: «Политика Англии всегда заключалась в том, чтобы найти такого дурака в Европе, который своими боками защищал бы английские интересы».
Большие кредиты вынуждали российский госбанк держать большой запас золота в зарубежных банках Франции и Германии. Буквально накануне войны из германских банков всё золото было переведено во Францию и частично – в Англию.
С началом войны Франция – главный «союзник» России, в банках которой хранилось 80% всей наличности (431 млн. рублей), заморозила эти деньги, рассчитывая из них погасить задолженность частных российских банков (233,2 млн. рублей).
Эта ситуация очень напоминает нынешнюю, с учётом, сегодняшних реалий, разумеется. С нас драли, дерут и будут драть за нашу жадность и глупость на грани предательства.
Российское правительство, в конечном итоге, «сломалось», взяв все долги частных банков под свою гарантию.
Иностранный финансовый капитал, особенно банковский, в целости и неприкосновенности покинул пределы России в начале мировой войны, оставив после себя финансовую разруху.
Большевики, кстати, вопреки широко бытующему мнению о массированной и «поголовной» национализации промышленности после прихода к власти, очень взвешенно и аккуратно этим занимались, давая шанс иностранным собственникам предприятий работать в России и выкупали их у отказавшихся, но это – тема отдельного разговора.