ВОЗ рекомендует продолжать грудное вскармливание до 2 лет и более.
Интересная формулировочка сама по себе, не находите? То есть, главное - не меньше, а дольше - нормально, хоть до скольки лет? Примечательно, что с первым ребенком у меня получилось точно по ВОЗ - мы свернули ГВ по достижении им 2 лет и 1 месяца. Хотя я и близко этого не планировала. А в моей жизни многое именно так и происходит. Вот она, казалось бы, вполне предсказуемая жизнь, я человек не рисковый, консервативный, к авантюрам и переменам не склонный (тут знающие меня люди усмехнутся - врет как дышит! - поэтому поясню: к авантюрам не склонный, а не к приключениям!), а жизнь вдруг как возьмет да и повернется совершенно неожиданным образом!
ГВ нередко приписывают почти сакральный характер, воспевают его как уникальную практику, дарящую чувство полного единения и наслаждения матери и ребенку. А вот у меня оно всегда ассоциировалось с чем-то низменным, животным, коровьим… Попытка представить, как я кормлю грудью, вызывала неприятие и отторжение.
Однако, я считаю себя реалисткой, и мышление у меня в первую очередь логическое: я убеждена, что миллионы лет эволюции не могут ошибаться. И для младенца таки нет ничего лучшего или равного материнскому молоку. Научный прогресс еще очень молод, и то, что сегодня считается безопасным и полезным, спустя годы или десятилетия нередко признается бесполезным, вредным, а то и непосредственно опасным для жизни и здоровья. Поэтому то, что я постараюсь кормить грудью, было для меня аксиомой. Путь оказался довольно тернист…
- Мой сын хотел кормиться грудью, очень хотел и старался. Но во-первых, не мог правильно взять грудь. Я-то быстро погуглила, что есть правильно, но вот он не умел ни гуглить, ни понимать мои объяснения. Никак не удавалось ему втолковать, что надо не крутить головой туда-сюда, беспорядочно пытаясь вцепиться хоть во что-нибудь, а чинно открыть ротик пошире, подождать, пока я (лежа на боку, ибо сидеть нельзя, и максимально выпятив свой второй размер) правильным образом сплюсну сосок, глубоко заведу его ему в рот и тогда, вывернув нижнюю губу и всосав в крошечный ротишко всю ареолу, можно будет с достоинством вкушать манну небесную. В теории. На практике же первые трое суток молока не было. А была потеря веса и желтуха новорожденных. Которые физиологичны. Но врач настоятельно рекомендовала докармливать смесью. Что нефизиологично. Но если малыш не начнет прибавлять в весе, выписку угрожали задержать, а то и вообще перевести нас в детскую больницу. Тем временем, грудь стала плотной и болезненной, но молока из нее добыть не удавалось. На четвертые сутки оказалось, что молоко давно пришло, но ребенок не может его высосать. Благо, дежурила медсестра в возрасте, которая сделала массаж (больно до слез), и молоко начало отходить, но лактостаз уже развился, и весь день пришлось орудовать ручным отсосом, чтобы убрать излишки и наладить отток молока. Постепенно сын опытным путем освоил правильную методику захвата соска, а спустя несколько месяцев так навострился, что наедался за 5-10 минут. О таком чуде я поначалу только читала на форумах и не могла поверить в его реальность, поскольку наличный ребенок на тот момент сосал по часу за один заход. Со вторым ребенком я уже знала, чего ждать, и как только заметила набухание груди, стала активно прикладывать дочку, одновременно делая массаж груди от периферии к соску. И на этот раз без отсоса мы обошлись. Хотя, если честно, дело не только в моем опыте. Малышка буквально с рождения оказалась профи в этом вопросе: как только ее приложили к груди в родзале, она не просто попыталась взять грудь, а моментально надежно присосалась.
- К моменту прихода молока ребенок уже рассосал соски до ссадин. На помощь пришла мазь "Бепантен", а чуть позднее пришлось призвать подкрепление в виде силиконовых накладок на соски. И проблему удалось преодолеть без кровавых ужасов, которые со смаком описывают на мамских форумах. Со вторым ребенком этот момент тоже имел место, но разрулить ситуацию удалось быстрее. С мазью мы распрощались уже к 10-м суткам.
- Незадолго до выписки у меня развилось воспаление мочевыводящих путей. Наученная горьким опытом, перед вторыми родами я всячески пыталась отмахаться от постановки уретрального катетера (самый прикол в том, что я и не помню, удалось ли). А еще во второй раз я взяла с собой не только резиновые шлепки, но и тапки, и кучу носков. И вторая выписка оказалась не омрачена моей болезнью и прошла куда позитивнее. А в тот первый раз по пути домой пришлось заехать в аптеку за лекарствами и дома сразу улечься в постель. Моральное состояние оказалось весьма подавленным. И так после родов ты вдруг оказываешься постоянно привязанной к ребенку, теряешь возможность полноценно спать ночью и доспать днем (сын требовал подкрепления не реже, чем каждые 2 часа). А тут мало того, что нельзя сидеть, да постоянно бегай подмываться, так еще тебе температуру, озноб и слабость до кучи. А в голове мысли о том, что будет, если не удастся обойтись совместимыми с ГВ препаратами и придется так бесславно сдаться в алчные лапки производителей смесей. Что если мне придется-таки ложиться в больницу, а как же мой человечек? И вдруг ты осознаешь, что всё, ВСЁ, ты себе не принадлежишь на долгие годы! От того, что ты болеешь, страдаешь не только ты, человек, но и ты, функция! Мама - это инструмент, и если он ломается, страдает ее ДЕЛО, то есть ребенок! Короче, лечиться пришлось месяц. И да, пришлось перейти на смесь. А потом возвращать грудное вскармливание. Но это уже другая история…
Другая история:
Самое начало истории: