Найти тему
Sputnik Латвия

Сейм дал ход законопроекту о запрещении использования русского языка

  © Sputnik
© Sputnik

Сейм передал в комиссии новый, "предвыборный" законопроект: называясь законом о сохранении латышского языка, он, по сути, является законом о запрещении использования русского языка в публичном пространстве и бизнесе

Авторами законодательной инициативы являются депутаты Консервативной партии. Документ они назвали "Об обеспечении статуса латышского языка как единственного государственного". "Этот законопроект пришлось подать, поскольку стало очевидно – после состоявшегося в свое время народного голосования за то, чтобы латышский язык являлся единственным государственным языком, было принято очень жесткое решение по этому поводу. Но в реальности это решение до конца так и не было реализовано", - сказал депутат Кришьянис Фелдманс.

В самом законопроекте о латышском языке практически нет ни строчки. Ни дополнительного финансирования на его изучение, ни выделения поддержки культурным обществам. В законопроекте сплошь и рядом используется термин "официальные языки Евросоюза". Их использование и призван защищать закон, запрещая таким образом в Латвии русский язык, который является родным примерно для 40% населения страны.

Формулировка "официальные языки ЕС" была придумана при нынешнем правительстве, когда необходимо было ограничить образование в стране на русском и работу СМИ. Писать в законе: нельзя вещать на русском – было бы слишком некрасиво, даже с учетом нынешней ситуации. Поэтому юристы нашли гениальное решение – ссылаться на использование "официальных языков ЕС". Вроде – Евросоюз – все логично. Но русского языка в списке официальных языков ЕС нет.

Вот и в данном законопроекте только "на официальных языках Евросоюза" будет разрешено обслуживание клиентов на государственных и муниципальных предприятиях. Также языки "не из ЕС" подпадают под запрет в сфере телекоммуникаций (в обслуживании клиентов), в банковском деле, в общественном транспорте, в аэропортах, такси, на железнодорожных станциях и других отраслях публичных услуг. Использование "языков не ЕС" запрещается и в торговле: любая публичная официальная коммуникация с клиентами, в рекламе, в интернете будет возможна только на "разрешенных языках". Предприятия со штатом более 50 человек, где во внутренней коммуникации может быть использован "не язык ЕС", то есть русский, должны будут получать разрешение у Центра государственного языка.

В индивидуальном порядке, конечно, клиентов можно будет обслуживать и на русском языке. В уличной торговле авторы законопроекта также разрешают использовать любой язык, удобный клиентам.

Вмешательством во внутренние дела бизнеса назвал законопроект глава Ассоциации торговцев Латвии Хенрикс Данусевичс.

Во время дебатов в Сейме депутат Юлия Степаненко указала, что подобные законопроекты направлены на увеличение раскола в обществе: "Расколотое общество – самая лучшая база для различного вида махинаций. Пока люди с недоверием смотрят друг на друга, пишут злобные комментарии в соцсетях, вы можете безнаказанно делать все, что приходит вам на ум". Депутат отметила, что раскол в обществе доходит уже до конфликтов внутри смешанных семей. "Это ваша заслуга! Вы можете этим гордиться", – подчеркнула депутат, задав риторический вопрос: "Куда приведет страну подобная политика?".

А вот что во время дебатов, правда, не по этому законопроекту, но на связанную с этим тему, сказал депутат Алдис Гобземс: "Вы разве не видите, что у латвийского народа нет будущего? Нет долгосрочной перспективы, о которой вы тут говорите. Потенциал еще есть, но это долго не продолжится. Мы вымираем. Каждый год наше число сокращается на 20 тысяч или больше. Каждый год в среднем пропадает один средней величины латвийский город, и никого из вас здесь, в Сейме, это не беспокоит. Здесь бытует уверенность, что мы издадим очередной закон, запретим что-нибудь, и все станет хорошо. Вы не можете сохранить латышский язык, издавая законы и запреты. Это смешно. Латышский язык на этой территории находится под угрозой исчезновения только лишь из-за вымирания народа".