Сегодня у нас немного истории. Этот самолет известен немногим сегодня, да и судьба его повернулась в итоге так, что совершив первый полет еще в 1982 году, он впервые был показан лишь в 1991 году. В это время наша страна вошла в жесткий экономический и политический кризис, вызванный так называемой «перестройкой» и распадом СССР, и про машину забыли навсегда. Между тем, интерес к «самолетам поля боя» даже в 2022 году остается высоким: ровесник Ил-102 и его более удачный конкурент Су-25 активно используется на фронтах локальных войн и конфликтов после модернизации. Что интересного было в машине конструкторского бюро Ильюшина?
Ил-102 представляет собой дальнейшее развитие идей самолета-штурмовика, которые в КБ Ильюшина прошли долгую эволюцию от легендарного Ил-2 до реактивного Ил-40, который в конце 1950-х годов был отменен на стадии постройки опытной партии и Ил-42 из 1960-х, не прошедшего конкурс у военных (в нем победил Т8 – будущий Су-25). Однако, «сто второй» был построен, летал и даже претендовал на постановку в серийное производство. Было это по большей части из-за инициативы конструкторского бюро Ильюшина, которое упорно двигало свой самолет, и если бы не «перестройка», возможно, и добившееся бы чего-то конкретного.
На Ил-102 использовались бесфорсажные версии двигателя запущенного на тот момент в серию нового истребителя МиГ-29 – РД-33И тягой по 5380 кгс. Машина получила современные катапультные кресла К-36Л, самые надежные в мире. Тяжелый штурмовик мог нести до 7,2 тонны боевой нагрузки, причем кроме 10 наружных узлов подвески использовались еще 6 в отсеках крыла. Мощным было и пушечное вооружение – двухствольная 30-мм пушка 9А-4071К с боекомплектом 500 снарядов в носовой части и двухствольная 23-мм пушка ГШ-23Л в хвостовой. Второй пушкой дистанционно управлял стрелок, размещенный за пилотом. Важные элементы конструкции Ил-102 были бронированы.
Максимальная скорость штурмовика достигала 950 км/ч, перегоночная дальность — 3000 км, а боевой радиус действия (в зависимости от массы нагрузки) — 300 км. Максимальная взлетная масса достигала 22 тонн.
В 1980-х годах опытный Ил совершил более 250 полетов, машина отличалась высокой маневренностью и удобством в обслуживании. Однако, счастье улыбнулось именно Су-25, а «сто второй» в итоге остался в музее и памяти любителей отечественной авиации.
Использованы иллюстрации открытых источников сети Интернет