Найти тему
абуРоман

О камнях на Руси

Ну, как говорится, галопом по Европам, но общие сведения дам, а кому станет сильно интересно - сами в интернете пороются, да?

Панагия, 15 в.
Панагия, 15 в.

1575 году в Москве была составлена «Книжка описательная, како молодым людям торг вести и знати всему цену, и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые», коротко называемая с тех пор «Торговая книга».

В числе прочего в ней описаны драгоценные камни и их признаки в отличие от подделок. На странице 121 читаем: «А камень баус, сиз, голуб, и вы баус за яхонт не купите». Баус привозили из Индии, и предполагалось, что его могут выдать за яхонт, то есть за сапфир. Баусом, как предполагает востоковед К. П. Патканов, называли на Руси кианит.

В азбуковнике 1640-х годов БАН. 33.9.1), в разделе слов, начинающихся с СА, в статье о «сапфире», взятой из св. Епифания, читаем: сапфи ἔсть ка́мɛнь ювагъ, на поле маргиналия: багрѧⷩ. Слова «ювагъ» и «багрян(ъ)» зачеркнуты, вместо них вписано – свѣ́лолазо́рⷡɛ (л. 423 об.). А в этой же статье в азбуковниках РГБ. Ф. 229 (Тихонр.), Сапъѳиръ ѭбагъ и яхонтъ лаꙀоревъ... 53 № 338, 1640–1650-е годы (л. 240 об.) и РНБ, Сол. 18/18, 1663–1665 гг. (л. 396) – уже прямо: Сапфи ɛсть ка́м  ɛнь свѣⱞлолаз́ор ́ ɛⷡ. Изменение цвета «сапфира» здесь сравнительно с другими азбуковниками не осталось незамеченным; так, Л.С. Ковтун, указав на него в Сол. 18/18 и сославшись на словарь Срезневского с его двумя значениями слова «ѭбагъ», утверждает: «колебания в цвете сапфира вполне объяснимы»2

Так, см. в Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. (РНБ, F. п. I. 5): и облѣкошѧ и въ багърѧницѫ [πορφύραν] и въꙁложишѧ на нь съплетъше трьновъ вѣньць (Мрк. 15:17; л. 187г); и воини съплетъше вѣньць отъ трьниꙗ въꙁложишѧ на главѫ ѥмоу· и въ риꙁѫ багърѧнѫ [ἱμάτιον πορφυροῦν] облѣкошѧ и (Ин. 19:2; л. 183а). В «Путятиной Минее» XI в. (РНБ, Соф. 202): ꙗко порфѵроѭ прсте· вселѥнѹѭ ѹкраси· прчстьною ти кръвию (л. 57); в минее РНБ, Соф. 203 (XII в.): въ порфѵрѹ кръвию обълкъшисѧ... (л. 20). В азбуковниках: порфира т○ багрꙗница (РГБ. Ф. 173 (МДА), № 199, л. 221 об. XVII в.). Но несмотря на ясность этого места в оригинале Епифания, латинской версии20 и славянском переводе, словарь Срезневского присваивает слову «ѭбагъ» в Изборнике два значения. Сочтя, видимо, опиской, И.И. Срезневский восстанавливал его как «юбагърыи = ѭбагърыи (вм. ꙋбагърыи) – светло-багряный»21, неожиданно добавляя при этом еще и «светло-синий»22.

Представления о них долгое время основывались в основном на трактате св. Епифания Кипрского († 403) «О 12 камнях»4 , где описаны камни на эфуде первосвященника (Исх. 28:17–20)5 . Его сокращенная версия, вставленная в «Вопросы и ответы» Анастасия Синаита6 , стала источником для славянского перевода; он есть уже в Изборнике Святослава 1073 г. (ст ааго ѥпифания· о ·ві· камъік· иже бѣахоу на логии свѧтителевѣ насаждаї : ГИМ, Син. 1043 (Син. 31-д), л. 152 в–154 а); названия камней и их цвéта – архаические7 . В Толковой Палее, где описанием камней по Епифанию заключается книга Исход, архаика начинает исчезать; при этом в тексте делаются и некоторые добавления8 . Из Изборника и Палеи статья «О ві камъікѹ» попала в различные сборники (из сборников более или менее устойчивого состава – в «Златую цепь»9 , а с нею – в Великие Минеи Четьи10); она есть в хронографах11 и космографиях12, в азбуковниках13 и «Алфавитах»14; цитаты из нее известны в виде глосс на полях15, и в общем встречается она довольно часто (иногда в виде выдержек разного объема и содержания); ее влияние заметно и в некоторых других произведениях16.

****

Раздел 1. Описание изумруда 56
Изумруд делится на сорта по цвету: мышиный (зубаби), базиликовый (райхани), свекольный (силки), ярь-медянка (занджари), цвет гледичии (кираси), миртовый (‘аси), цвет мыльнянки (сабуни)… По тусклости и яркости изумруд делится на сорта: блестящий (сайкали) и темный, мрачный (зулмани). Сайкали — это такой изумруд, который благодаря отличному природному блеску напоминает полированное железо и в него можно смотреться, как в зеркало. Зулмани — сорт низший, противоположный сорту сайкали. Легкость веса, скорость преломления света, значительная мягкость и отсутствие стойкости к огню — все это признаки, указывающие на то, что мы имеем дело либо со стеклом, либо с эмалью (пастой?), имитирующей изумруд. Подделки под изумруд, как-то яшма, зеленый ла’л 57, эмаль, легко определяются способами шлифовки. Ибо эмали придается блеск при помощи растертых в ступке глазурей, а яшму и зеленый ла’л полируют марказитом в противоположность изумруду, который от этого не получает блеск. Изумруд прямоугольной формы полый внутри называют касабе (тростник).
Изумруду соответствует планета Меркурий.
Раздел 2. О месторождениях изумруда и особенностях его залегания
В окрестностях Ассуана, в местности Кире, в Египте, долгота которой, считая от «Вечных островов», сорок градусов, а широта — двадцать, есть гора, невысокая, как желания бедняков 58. В нескольких фарсангах от нее находится гора с копями изумрудов. Когда начинают рыть, сначала появляется тальк, потом выходит красная земля, в которой слоями обнаруживается тоже тальк, а в нем — очень маленькие кусочки изумрудов 51. Далее доходят до прекрасных изумрудов… иногда величиною с горчичное зерно. В области Хиджаз водятся изумруды сорта «сабуни» и их еще называют «арабскими».
Балинас 60 издал указ, чтобы водянистые камни, которые принадлежат к виду изумрудов, доводили до такого состояния, чтобы их цена сравнялась с ценой красного яхонта [сорта] «ахмар». А дело в том, что под влиянием проникновения в камень природного холода частицы породы насыщены мутностями (включениями). Когда на камень воздействует жар, то под его влиянием внутренние и внешние частицы смешиваются, и от этого появляется в камне яркость, яркий зеленый цвет.
Раздел 3. О распознавании сортов изумруда и его ценах
Лучший сорт изумруда — «зубаби», ибо он воплощает в себе все качества этого драгоценного камня. Другие сорта не имеют этих особенностей и не представляют такой ценности. Вслед за «зубаби» идет сорт «райхани», самый низший — «сабуни».
Кусок изумруда «зубаби», лишенный пороков, весом в один дирхем 61, стоит 50 динаров, в три дирхема — 200 динаров, а если вес пять дирхемов — тысячу динаров 62. Цена сорта «райхани» составляет три четверти цены «зубаби», а цена «сабуни» — одну треть цены «зубаби». Цены прочих сортов колеблются в средних пределах между ценами «райхани» и «сабуни».
От удара изумруд портится, как и прочие драгоценные камни. Известный Кази Му’айин ад-Дин, который почтил своим присутствием изумрудные копи, рассказывает, что в копях, носящих название «шахских», нашли кусок изумруда «силки» в тальке и в момент извлечения он разбился. Оценщики его взвесили и оказалось в нем 77 дирхемов, а в изломе этого куска обнаружили кристалл прекрасного изумруда весом в шесть дирхемов. [88]
Рассказывают также с его слов, что нашли изумруд «райхани», который после шлифовки и полировки весил 12 мискалей 63, и ювелиры Сирии оценили его в тридцать тысяч дирхемов. Говорят, что халиф Зу-л-Фунун Ма’мун, сын Харун ар-Рашида, купил перстень с изумрудом весом в два мискаля за триста тысяч динаров.
(перевод Г. П. Михалевич)
Текст воспроизведен по изданию:
Персидский минералогический трактат XV и. «Книга о камнях» и его списки // Письменные памятники Востока. 1978-1979. М. Наука. 1987

***

Об алмаз

Алмаз — камень, цветом как нашатырь, а внутри — темней хрусталя, и отблеском переливается, а твердос­тью таков, крепок и тверд, что не сгорит в огне и ника­кою другою силой не повредится. Но можно ослабить его крепость: положи его в мясо и в кровь козла, да прежде бы тот козел был отпоен вином и откормлен петрушкой. По размеру же камень этот не бывает крупнее ореха лес­ного, а находят его в странах арабских да на Кипре.

Если воин на голове носит камень алмаз или на левой стороне у оружия, он будет спасен и защищен от врагов, от драк, от нападения духов нечистых.

Тот же алмаз у того, кто при себе его носит, прегреше­ния и сновидения ночные отгоняет. Тот же камень ука­жет, кто отравил до смерти: отравитель к алмазу тому приблизится — и запотеет камень.

Стоит держать алмаз при себе людям, страдающим лу­натизмом, которых ночью посещают призраки. Если камнем алмазом коснуться бесноватого, тот от болезни своей излечится.

О черном яхонте (прим: думаю, червлёный, т.е. о красном речь)

Кто носит при себе яхонт черный, ни лихих, ни страш­ных снов не увидит. Если кто, глядя на солнце, глаза попортил, тем камнем потри их — и снова прозрит. Если тем камнем по голове потереть, по волосам, то, как маг­нитом железо, вредное вещество вытянет.

А кто тот яхонт носит с собою в перстне, тот укрепит­ся сердцем и почтут его люди.

О лале (красная шпинель)

Камень лал цветом ал или бледнее яхонта черного. Если кто лал при себе носит, поветрие моровое отгоняет и унимает чрезмерные желания тела, тело свое здоровым от всяких болезней делает, злые мысли отгоняет, а меж­ду людьми дружелюбие распространяет и всякое счастье умножает.

О лазоревом яхонте

Яхонт лазоревый тому, кто носит его при себе, наби­рает тело и придает красоту лица, лишний пот унимает и смиряет телесные похоти, заставляет человека быть честным и добрым, всякую нечисть с глаз и болезни с чела изгоняет и болезни желудка усмиряет.

Также тот, что его носит в перстне, делается спокой­ным, на людях честным, набожным, милостивым, душев­ным; он открывает измены, страхи отгоняет, чирьи во вре­мя поветрия морового исцеляет одним прикосновением.

(прим: говорят, этот камень любят стоматологи и адвокаты)

Об изумруде

Камень изумруд цветом зелен, а привозят его из Бри­тании, добывают его в тех же местах, где копают медную РУДУ-

Если истолченный изумруд положишь в питье, то уй­мет смертоносный яд и заживит укусы ядовитых гадов. Истолченный изумруд, принятый внутрь в питье разме­ром с семь ячменных зерен, избавляет человека от отра­вы смертельной.

Кто часто на изумруд глядит — тому он зрачки укреп­ляет, и глаза от возможных недугов в здравии сохраня­ет, и носящему его приносит веселье.

Тот же толченый камень, принятый с питьем, изле­чивает прокаженных, а также помогает печени и желу­дочным болезням.

О бирюзе

Бирюза, или ферюза, камень синеватый, с некоторой белизной, так, что синевы больше белесости.

Когда человек с коня упадет, этот камень сохранит его от убиения. Аристотель премудрый пишет о нем; приум­ножают его великие цари в сокровищницах своих и по­хваляются им. Носящему этот камень приносит он ра­дость. Если кто-то носит его при себе, не может быть тот человек убит, ведь никогда не видали его на человеке убитом.

А когда разотрут бирюзу и выпьют, помогает от змеи­ного яда, да и от многих пакостей прочих излечивает, а также болезнь из почек и из пузыря выведет.

О бечете

Камень бечета1 сердце возрадует, а кручину и потреб­ные мысли отгонит, разум и честь умножает, от грома и от неприятелей охраняет, от губительного морового по­ветрия оберегает, беременным женщинам быстрые роды приносит.

' Бечета — красный яхонт или гранат.

Об аметисте

Камень аметист цветом вишнев, а добывается в Индии. Сила этого камня — пьянство отгонять, мысли лихие от­далять, делает разум добрым и во всяких делах подает помощь. Если кто с камня того изопьет, неплодным он даст детей, и отраву погасит, и воинов от недругов обере­жет и приведет к победе, да и в ловле зверей и птиц хоро­шо помогает.

О топазе

Камень топаз называется по месту, откуда привозили его сначала, а то место зовется Персия. А какой из них камень получше — тот цветом что золото, а который те­мен — тот не очень хорош.

Кто носит при себе топаз, тот гнев людской и телес­ные похоти смиряет. Мудрый воитель пишет, что если топаз в кипящую воду положишь, так вода и кипеть не будет, перестанет сразу, и назад его сможешь голой ру­кой вынуть; и это испытано неким мудрецом во француз­ской земле, в городе Париже.

Тот же камень помогает тем, кто харкает кровью, и от такой болезни защищает, которую называют волчанкой. Тот же камень, внутрь раны положенный, кровь уймет и жжение раны телесной угасит.

О малариузе

Кто носит при себе камень малариуз, становится весе­лым; он между мужем и женой умножает любовь, а если на шее висит, то сны лихие и страшные отгоняет, болез­ни горла и избавляет от мокрот и влаги. Тот же камень в воду положи, и давай ту воду пить тем, кто с задышкой — поможет, излечивает он и внутренние болезни, и сохра­няет младенца в утробе матери, а если той воды в глаза запустить — поправятся тоже.

О гранате, или венисе

Гранат, а по-русски вениса камень, веселит человеку сердце и отдаляет кручину. Если кто тот камень носит у себя во рту, у того человека речь и смысл к судебным де­лам направляются. И кто тот камень при себе носит, тот человек всем людям приятен.

Об агате

Камень агат черен и светел; если его сожжешь и дашь пить болящим, он помогает от падучей болезни, изгоня­ет нечистых духов, помогает от болей в желудке и сла­дость пище придает.

Тот же камень положи в воду, дай помокнуть три дня, и такую воду дай пить женщине во время родов, и легки­ми будут роды. Ту же воду давай пить девушке для изоб­личения ее распутства; только выпьет — нечисть в ней не удержится, тотчас же выйдет вода та низом, а если она непорочна — то не выйдет. Этот камень духам нечистым сопротивляется и волхвам и ужей отгоняет, потому-то орлы тот камень и кладут в свои гнезда, что от гнезда их ужи убегают.

О яшме

Камень яшма многих цветов бывает, а из них самый лучший и сильный светло-зеленый, но так, чтобы струи в нем красноватые проходили через весь камень. А если кто крест на себе из камня такого носит, того от потопа на воде спасет, и колотье лихорадки уймет и сохранит от соблазна.

(прим: это о гелиотропе, хотя такая яшма есть...)

-2

О магните

Камень магнит добывают в Индии, в горах возле мор­ского берега, как железо. А кто, истолча, примет его с французским вином в сахаре, выведет он изнутри густую кровь и мокроты; кто его при себе носит, тот громкий голос получит и радость.

Если носит муж при себе тот камень, то мил бывает своей жене, если же носит жена — то же бывает и с ней. Камень этот положи под голову жене, и, если мужу вер­на — сквозь сон мужа своего тотчас обнимет, а которая от мужа блудит — та с постели как будто слетит, словно кто-то ее спихнул. Вот что случается от этого камня во сне, страшное видение и опасное. Тот же камень изотри мелко, высыпь его наугольный жар, и тогда покажутся удивительные и страшные дела, так что человеку невоз­можно будет оставаться тут дальше

Яшма
Яшма

Спасибо

#история

#антиквариат

#драгоценности