В нашем вузе уже состоялось два выпуска актерского отделения. Сегодня я обратилась к нашей выпускнице Анне Кутняк с просьбой рассказать о том, как учиться на актера.
- Аня, сейчас мы видим, что многие бывшие блогеры активно снимаются в кино и играют на сцене, например Ольга Бузова, Даня Милохин, Настя Ивлеева, так зачем тогда высшее актерское образование, может быть, достаточно в Тик-Токе преуспеть?
- Я думаю, в данной ситуации все дело в медийности, популярности этих блогеров, которую они и приобретают в том числе посредством Тик-Тока. На этих людей «пойдут», этим они в первую очередь и интересны для создателей коммерческих проектов. Но актерская профессия, как и любая другая, предполагает владение большим набором умений, навыков и знаний, они необходимы для полноценного существования в нашей сфере искусства. Для приобретения всего этого арсенала как раз и стоит получать высшее образование. И еще вопрос, будут ли также востребованы блогеры через 5-10 лет, ведь появятся новые кумиры.
- Как формируется актер в вузе?
- Актерское образование - это удивительный процесс, многогранный, сложный и интересный. Трудный путь к своему собственному «я», поиски этого «я» в бесконечном мире искусства, изучение этого мира. В этом процессе очень важны наставники, те люди, которые направляют, следят за развитием, душой, разумом и телом будущего артиста, их труд очень кропотливый и тонкий, и от его успешности зависит очень многое. Я благодарна своим мастерам за чуткое руководство в течении всего обучения на моем пути к Прекрасному. Могу сказать, что за эти годы я действительно стала совершенно другим человеком.
- А зачем актёру теоретические курсы, такие, как феноменология и семиотика?
- Театр - синтетический вид искусства, и без понимания культурного контекста, места сегодняшнего дня в огромном культурном и историческом процессе, очень трудно найти ориентиры для развития своего собственного творческого пути. Кроме такой осознанности творчества, с освоением теоретического курса открывается огромный источник вдохновения, чувство причастности к миру искусства, живое ощущение связей между его видами, становится доступным совершенно новый уровень удовольствия от творчества.
- 5 января 2022 года мир отметит юбилей Мольера, одного из самых значимых и цитируемых драматургов, чьи пьесы не сходят с мировых сцен, киноэкранов, со страниц хрестоматий по литературе. Ваш курс тоже сыграл на сцене Мольера. Выбор был обусловлен только юбилейной датой?
- Мы начали работу над спектаклем в 2021 году, предшествующем юбилейному. Тогда наш мастер, Олег Николаевич Малахов, предложил нам изучить высокую комедию, ее законы, способы актерского существования в ней, и для этих целей были выбраны произведения Ж.Б. Мольера. И уже позднее, когда шла работа над спектаклем, мы узнали, что его выпуск выпадает на такой крупный праздник театрального мира. Мы сочли это за хороший знак, благое знамение, и даже устроили праздник на курсе в честь дня рождения господина де Мольера! И действительно, наши ожидания и предчувствия оправдались - к всеобщей радости курса наш спектакль продолжает свою жизнь, теперь уже на профессиональной сцене.
- Константин Райкин говорил: «Мольер фантастически чувствует театральные законы. Ему ведомо о театре всё: как сделать, чтобы здесь публика затихла, а тут обманулась. Как сломать ритм сцены, как придумать, чтобы вдруг стало страшно, а потом очень смешно…». Вы знаете ответы на эти вопросы?
- Перед началом создания самого спектакля у нас был довольно длительный этап подготовки. Мы знакомились с комедиями Мольера, его биографией, эпохой короля солнца Людовика XIV, музыкой Ж.Б. Люлли, эстетикой комедии дель арте, жизнью творческого наследия Мольера в культуре разного времени, в том числе и в кинематографе. Все это восхищало и поражало воображение. Как возможно, чтобы то, что было написано или происходило 400 лет назад могло иметь до сих пор такую актуальность, вызывать неподдельные эмоции, волновать и поражать глубиной и точностью мысли?! Помимо несомненной гениальности Мольера, я думаю, дело в его огромной театральной практике. Мольер был не только автором пьес, но и ведущим актером и режиссёром своей собственной труппы, на протяжении многих лет, он имел возможность на собственном опыте познавать, какие приемы работают на сцене, а какие нет, что нравится публике, что приковывает ее внимание, а что отталкивает ее. Благодаря такой постоянной творческой лаборатории, Мольер отточил свой талант, осознал законы театрально мира и даже создал свои собственные.
Конечно, в нашей работе имело огромное значение понять и усвоить все эти законы, даже сейчас, когда спектакль уже идёт, мы продолжаем наблюдать за ними и за собой, продолжаем изучать уже наше собственное сочинение, и так же как Мольер, стремимся в этом к совершенству.
- У нас уже состоялось два выпуска актерского отделения, как Вы думаете, все ли студенты нашли себя? Почему кто-то ушел в другие сферы культурной жизни? Выбор был неправильный или открылись новые возможности?
- Уникальность нашего дела в том, что хороший артист должен быть профессионалом в очень многих областях. В связи с этим, в процессе постижения профессии многие люди вдруг понимают для себя, что жизнь на сцене - не единственная возможная для них цель, открывают в себе новые грани, возможности и таланты. Становление актёра - очень во многом путь к самому себе, и кто-то на этом пути понимает, что оказался на своём месте, а кто-то вдруг осознаёт, что на самом деле всегда хотел чего-то другого, что его профессия, предназначение в чем-то другом. И, я думаю, это прекрасно!
Анна Кутняк
В 2022 г. окончила Институт культуры и искусств Московского городского педагогического университета, Мастерская О. Н. Малахова и А. А. Огарева. С 2022 года – актриса театра «Школа драматического искусства»