После окончания Адамийской средней школы я поступила на адыгейское отделение филологического факультета Адыгейского госпединститута, которое окончила с отличием в 1961 году. Получила специальность «учитель русского языка и литературы, адыгейского языка и литературы».
В те годы институт располагал только двумя факультетами – филологическим и физико-математическим. Все студенты были как на ладони, каждый из нас находил понимание и поддержку со стороны преподавателей, в то же время к нам были требовательны и взыскательны.
На нашем курсе были две группы – русская и адыгейская. Первая группа, русская, получала специальность «учитель русского языка и литературы, иностранного языка», а вторая группа, адыгейская, – «учитель русского языка и литературы, адыгейского языка и литературы». Общие лекции читались всему курсу, а специальные курсы и практические занятия проходили по отделениям. Курс отличался искренней дружбой, не было никаких национальных границ.
Проработав в институте, а затем в университете несколько десятков лет, я имела возможность сравнить свою группу со многими студенческими группами. И каждый раз приходила к выводу, что моя группа была уникальной, отличалась целеустремленностью, стремлением к знаниям, взаимопониманием и взаимопомощью. Примером тому является, что более слабые по русскому языку студенты были прикреплены к сильным студентам. Эти занятия были не разовыми, а продолжались все 5 лет. Вспоминаю, я была больше рада отличной оценке однокурсника (Шовгенова М., с которым занималась все студенческие годы) на государственном экзамене, чем своей собственной. К семестровым экзаменам часто готовились небольшими группами, помогая друг другу. А во время сдачи экзаменов ни один студент не уходил, пока вся группа не ответит. Это только штрихи нашей взаимопомощи и взаимопонимания.
Нас вели к знаниям прекрасные педагоги, знатоки своего дела. Из них мне особенно запомнились: Х.Б.Дауров, А.К.Ячиков, Н.А.Ячикова, З.И.Кера-шева, Е.М.Шабанова, В.Ф.Никифорова, Г.К.Евстифеева, В.С.Попова, В.А. Флоровская, Ю.В.Флоровский, Е.Е.Фиалковский, Г.И.Чундокова, М.Ш.Кунижев и многие другие, деканы факультета С.Ю.Адливанкин, С.Н.Малых.
Особое место в нашей студенческой жизни занимал заведующий кафедрой адыгейского языка и литературы Хазрет Батырович Дауров. Он был негласным куратором всех адыгейских групп факультета, знал о жизни, проблемах, нуждах каждого студента, помогал добрым советом. Он никогда не читал длинных нравоучений, одной фразой, остроумной шуткой воспитывал нас. Во всех школах области, где проходили практику, он неустанно сопровождал нас.
С учебой, приобретением знаний по учебным предметам шло приобщение к студенческой научно-исследовательской работе. С первого курса я являлась членом студенческого научного кружка. Каждый год на итоговой студен¬ческой конференции выступала не менее, чем с двумя докладами. На первом курсе в соавторстве (Л.Дахужева, Т.Тешева) под руководством профессора З.И.Керашевой была выполнена научная работа по глагольному словообразованию в адыгейском языке, за которую получили грамоту Министерства просвещения РСФСР. Опыт студенческой научно-исследовательской работы мне очень пригодился, когда я училась в аспирантуре.
Наша студенческая жизнь была многогранной, насыщенной. Мне особо запомнились тематические вечера, посвященные юбилейным датам, жизни и деятельности писателей, известных активистов, субботние вечера отдыха, коллективные посещения театра. Одним словом, мы жили полноценной студенческой жизнью. Важной стороной нашей студенческой жизни была трудовая деятельность. Каждый год на 1-2 месяца мы выезжали на уборку урожая в колхозы и совхозы области, принимали активное участие в строительстве сахарного завода в станице Гиагинской. А в 1957 году после окончания первого курса по призыву ЦК ВЛКСМ мы ездили почти всей группой на целину, на уборку урожая. В Оренбургской области трудились три месяца. В пути находились 7 суток. Ехали на товарном поезде, который на станциях объявлялся как «людской поезд». И на месте было много трудностей и неудобств. Жили в амбаре, вагончиках, в шалаше, сооруженном своими руками, выполняли самую разную работу. Мы были разбиты на отряды, я была комсоргом нашего отряда. Главное, мы не унывали, были полны оптимизма, молодого задора. Заботились, оберегали друг друга. Вернулась с целины с грамотой и значком ЦК ВЛКСМ «Участник освоения целинных и залежных земель».
После окончания института с отличием была оставлена ассистентом кафедры адыгейского языка, после года работы на которой была переведена на кафедру русского языка. Проработав два года, в 1963 году поступила в очную аспирантуру на кафедру общего языкознания Московского пединститута им. В.И. Ленина. Пришлось пройти большой конкурс. В тот год на данную кафедру принимали 8 человек, а сдавали экзамены 39 поступающих. Повезло, успешно сдала экзамены, была принята в очную аспирантуру по специальности «русский язык и общее языкознание».
Я благодарна судьбе за эти прекрасные аспирантские годы. Имела возможность познать, что такое настоящая наука, приобщиться к ней, духовно обогатиться.
Вся моя трудовая жизнь, начиная с 1961 года, связана с Адыгейским государственным педагогическим институтом, затем государственным университетом. В его стенах я прошла путь от ассистента кафедры русского языка до доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой. Начинала работу на родном филологическом факультете, на котором училась, формировалась как человек и специалист. На филологическом факультете был монолитный коллектив, в котором уважали опыт и мудрость старших, ценили молодых, возлагали на них надежды. Видимо, поэтому мы старались оправдать доверие, работали с полной отдачей, увлеченно. Считаю, что в этом плане особо отличалась наша кафедра русского языка, половину работников которой составляли мы, молодые специалисты, прошедшие московскую школу на одной кафедре общего языкознания в педагогическом институте имени В.И.Ленина: Людмила Хазретовна Даурова (Цыплёнкова), Роза Юсуфовна Намитокова, Елена Александровна Рыбочкина, Любовь Махмудовна Шовгенова (Афасижева) и я – Мина Хаджебиевна Шхапацева. У каждой из нас было желание не отставать от других, росли профессионально, в научном плане.
После окончания аспирантуры продолжила работу на кафедре русского языка филологического факультета, где проработала до осени 1986 года, в течение 25 лет. В сентябре 1986 года меня перевели на факультет начальных классов заведовать открывающейся кафедрой начального обучения.
Весьма знаменательно, что у нас в университете не только открылась аспирантура по разным специальностям, но и функционируют Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций. Без этого мы не знали бы, на что способны, имеем ли возможность руководить диссертационными работами, подготовить научную смену. Ведь знания и опыт приобретаются не для того, чтобы унести их с собой в мир иной, а для передачи ученикам и последователям. Считаю, что в результате работы над диссертационной работой соискатель должен не только написать и защитить ее, но и сам перейти в новое качество – стать исследователем. Хотя не со всеми, с большинством своих соискателей мне удается достичь такого результата. Приятно наблюдать, как в процессе работы над темой исследования у аспирантов и соискателей происходит научное «прозрение», переход к глубокому осознанию избранной для исследования проблемы.
Моя педагогическая и научно-исследовательская деятельность высоко оценены. Она отмечена многочисленными грамотами, знаками Отличник просвещения РСФСР, Отличник народного образования СССР, я удостоена званий Заслуженный деятель науки Республики Адыгеи, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, я являюсь академиком Адыгской (Черкесской) Академии наук (АМАН).
Мина Хаджебиевна Шхапацева, выпускница филфака 1961 года, доктор педагогических наук, профессор.