Греческий этнографический музей в Чернополье найти не так просто, хоть он располагается в центре села. Двор зарос травой, указателей нет.
НЕ ПО СИЛАМ
Строительство этнографического музея в селе начали в 1999 году, а в начале 2004 года завершилось создание его экспозиции. Это важное для греческой общины событие стало возможным и благодаря дружеской помощи с исторической родины. С той поры утекло много воды, чернопольская греческая община стала меньше, активисты постарели, поддерживать и сохранять музей стало сложнее.
– Музей – это живой организм, который надо содержать. Руководитель нашей культурной автономии настоял, чтобы мы передали музей государству. Время идёт, и мне жалко всё, что там есть. Жалко не дом, а сами экспонаты. Человек должен там постоянно находиться, – говорит председатель греческого общества села Чернополья, инициатор создания музея Ирина Зекова.
Культурное учреждение на замке, но его коллекция до сих пор пополняется отдельными экспонатами – их приносят, вещи, как положено, записывают.
– Хочется, пока я жива, увидеть, как музей заработает, что в него приходят и что-то делают. У нас и договор составлен с районом, – говорит наша 80-летняя собеседница.
ОБРЕТЕНИЕ ДОМА
В закрытом ныне музее нашла отображение вся история греческих поселенцев Чернополья. По Адрианопольскому мирному договору, который подписали в 1829 году между собой Россия и Турция, небольшое поселение Корфукалимба осталось под властью османов. Поэтому генерал-фельд-маршал Иван Дибич-Задунайский, чтобы обезопасить православных единоверцев, обратился с прошением к императору Николаю I о разрешении им переселиться в Крым. Русский самодержец инициативу одобрил, благодаря чему небольшая община греков-фракийцев прибыла в Феодосию.
– Им было тяжело здесь. Они были на карантине 42 дня, ведь ходила чума. Расселили их в шести сёлах в районе Феодосии. Там они прожили 39 лет. Но место не подходило. Решили искать новое, – рассказывает Ирина Зекова.
Путь к новому месту поселения занял без малого два дня. Греки были глубоко верующими людьми, поэтому искали воду, а в селе Карачоль (Чернополье) обнаружили святой источник. Община решила выкупить эту землю.
– Собрали всё золото, что было у людей, оставили только крестики на верёвочках, – отмечает Ирина Зекова.
Так начиналась новая страница жизни греческих поселенцев.
ПОДВИГ САМОСОХРАНЕНИЯ
Не сказать, что жизнь эта была лишена тревог – в начале XX века на долю России выпало немало социальных катаклизмов. Но немецко-фашистские захватчики, оккупировавшие полуостров в Великую Отечественную войну, окончательно разрушили мирный уклад греков. А после греческое население села было депортировано.
– Выслали 101 двор, а осталось 18 – это те, где мать была гречанка, а отец русский или украинец, – рассказывает Ирина Зекова. – Когда нас высылали, никто ничего из дома не брал. Бабушка моя только иконку взяла, она у меня до сих пор хранится. Когда создавали музей, мы всё собирали по хатам, – говорит наша собеседница.
Вернуться крымские греки смогли лишь в 1968 году. Сразу же приехали 22 семьи. Чуть позже перебралась в родное село и семья Ирины Зековой.
– Мы сохранили и настоящий греческий язык, и песни, и порядок, каждая мать старалась передать ребёнку, кто мы, что мы, откуда мы, – говорит она, – Хочется, чтобы люди знали, что музей – это не просто так, – считает гречанка.
КОМПЕТЕНТНО
Заместитель главы администрации Белогорского района Ленара Джелялова:
– Греческий музей передан в нашу муниципальную собственность, поэтому он будет подчиняться району. Раньше он находился в частных руках, но в связи с тем, что владельцы не могут его охранять и вести содержание, было принято такое решение. В настоящее время мы оформляем документы. Пока не планируем никакой реконструкции. Земля не была узаконена, все эти постройки тоже. Пока мы свели всё воедино, прошло два года. Сейчас должны найти музейного работника, который будет там находиться.
Борис СЕДЕНКО