В последние дни название самого известного бриллианта в мире не сходит со страниц индийской прессы. Индуисты снова требуют от Британии вернуть камень, тот самый, который для английской монархии – символ могущества, а для Индии – утраченная древнейшая реликвия.
История Кохинура (буквально - «Горы света») достоверно отслеживается с конца 13-го века, хотя индийцы находят еще более старые предания, где фигурирует этот алмаз.
Камень не раз переходил из рук в руки, украшал головные уборы раджей из старых династий, служил глазом индуистского храмового божества, был вставлен в «павлиний трон» Великих моголов.
В руки британцев Кохинур попал в середине 19-го века вместе с захваченной казной раджи одной из северных провинций Индии. Говорят, королева Виктория испытывала некоторую неловкость за вывоз реликвии в метрополию, однако не могла отказаться от невиданного сокровища и «откупилась» пенсией сыну и наследнику последнего индийского раджи-владельца.
Королева велела вставить Кохинур в венец, однако старая индийская огранка плохо смотрелась рядом с другими бриллиантами, и камень решено было переогранить.
Переогранка чуть ли не вдвое уменьшила размер Кохинура, со 190 до 105 карат, но даже стокаратный бриллиант выглядит невероятно внушительно.
Виктория носила Кохинур в королевской короне, а после ее смерти камень последовательно переставляли в коронационные короны неправящих королев, жен новых английских королей, сына, внука и правнука Виктории.
Таким образом, последней представительницей британской королевской семьи, носившей Кохинур, была королева-мать Елизавета Боуз-Лайон, умершая двадцать лет назад.
По завещанию королевы Елизаветы II новой «хозяйкой» Кохинура должна теперь стать Камилла, жена Карла III (наверное, его в русскоязычных СМИ всю дорогу будут в скобочках помечать – он же Чарльз).
И если ношение Кохинура королевой-матерью, которой подданные симпатизировали, не вызывало протестов, то фигура Камиллы, вероятно, кажется слишком противоречивой. А может быть, времена изменились, и индийские активисты почувствовали, что пришло время требовать невозможного.
С одной стороны, возвращение знакового бриллианта кажется невероятным – ведь Британия в свое время забирала колониальные богатства без всякого стеснения, и возвращение их опустошит, пожалуй, сокровищницу монархов.
А с другой, текущая королевская чета не выглядит охранителями традиций, и может широким жестом отдать коронный бриллиант ради укрепления дружбы с бывшей колонией.
Как думаете, друзья, такое возможно?
Еще по теме:
История, возможно, самого дорогого алмаза (розовый персидский)