Найти тему
Коммерсантъ

Театры снимают кассу

Выручка Большого театра достигла рекордных значений. По итогам прошлого театрального сезона сборы составили 2,6 млрд руб. Об этом рассказал гендиректор учреждения Владимир Урин. Стоимость билетов в «Большой» начинается от 200 руб., самое дорогое место в партере обойдется в 15 тыс. руб. За прошедший сезон театр посетили почти полмиллиона зрителей, было показано 685 спектаклей, отметил Урин. По словам главы столичного департамента культуры Александра Кибовского уже в мае посещаемость театров и музеев Москвы достигла показателей 2019 года. Каким ожидается новый театральный сезон? И сколько стоит посетить столичные театры? С подробностями — Лилия Галявиева.

   Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Стоимость билетов на спектакли в лучших театрах Москвы начинается с безобидных цифр, но за партер иногда все-таки приходится платить больше 20 тыс. руб. Посещение постановки «Мастер и Маргарита» в Государственный Театр Наций стоит от 4 тыс. руб. до почти 28 тыс. руб. А за прослушивание «Богемы» в «Геликон-опера» нужно заплатить от 2 тыс. руб. до 8 тыс. руб.

Государственное финансирование несомненно помогает учреждениям, но минимум половина прибыли идет с продажи билетов, отмечает директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок: «У меня абсолютно оптимистические надежды. Экономика театра сейчас на подъеме.

Субсидии на выполнение государственного задания, которое театр получает от Министерства культуры, равняются примерно 370 млн руб., а театр зарабатывает порядка 650 млн руб.».

По данным июньского опроса ВЦИОМ, 36% россиян посещают спектакли раз в год и чаще. Этот показатель практически не менялся с 1992 года. А вот каждый месяц в театре бывает не так много опрошенных — с января по июнь 2022 года постоянных посетителей было только 7%.

Отмена COVID-ограничений и резкое сокращение фильмов в кинотеатрах сильно повлияли на доходы в театральной индустрии. Россиян не остановила даже высокая стоимость билетов. Залы были переполнены, и в новом сезоне вероятность аншлагов высока, говорит директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев: «Мы работаем с июля и у нас были прекрасные продажи, аншлаги почти 100%. Причем распродавались также и самые дорогие билеты, которые существуют не для зрителей, а для борьбы со спекулянтами».

Как отмечают театральные эксперты, репертуар московских учреждений искусства стал часто меняться. Ранее глава МХТ имени Чехова Константин Хабенский подчеркнул, что в нынешней геополитической ситуации ставить новые спектакли, «иронизирующие» над спецоперацией неправильно.

Ректор ГИТИСа и театральный критик Григорий Заславский при этом отмечает, что постановки театров должны отражать современные реалии: «Наш репертуар может быть интересен зрителям в нестабильное время. В 20-е, когда одновременно была и эпидемия испанки, и непростые испытания, связанные с гражданской войной, театры ставили и какие-то вполне легкомысленные комедии, и классические трагедии. То и другое пользовалось успехом. В этом смысле чистый комедийный жанр и чистая трагедия — то, что сегодня будет востребовано».

Собеседники “Ъ FM” отмечают, что повышение стоимости билетов в новом сезоне вряд ли будет серьезным. Любителям театрального искусства нужно бояться, скорее не этого, а отсутствия предложений. В один день театр может лишиться нескольких спектаклей. Например, недавно в России приостановили показ постановок режиссера Дмитрия Крымова и Александра Молочникова.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru