Замглавы Федеральной таможенной службы Владимир Ивин в интервью РИА «Новости» заявил, что в Россию под видом параллельного импорта попадают такие поддельные товары, как детские игрушки, обувь, одежда, парфюмерия — и электроника из стран Азии. За период с мая месяца возбуждено 164 дела по факту ввоза контрафактных товаров, сообщил Владимир Ивин изданию. В связи с предстоящим в октябре сезоном продаж айфонов в России «Московская газета» решила выяснить, какой именно электронный контрафакт поступает в Россию и насколько его качество сравнимо с качеством оригинального товара
Электроника — это сложные товары, иногда себестоимость их подделки сопоставима с себестоимостью производства оригинала, рассказал «Московской газете» представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.
«Электронику мало подделывают, для этого надо иметь серьёзное производство, технологию, навыки, — говорит эксперт. — Возможна подделка аксессуаров и сопутствующих электронике товаров: зарядок, наушников и т.д. А айфоны, телевизоры, холодильники подделать сложно. Бывают, конечно, случаи, но они единичные. Детские игрушки, одежду, парфюмерию подделать значительно проще. На современном российском рынке мы видим, что электроника — это один из самых легальных товаров в силу того, что подделывать его экономически неэффективно, а иногда и просто невозможно. К тому же, большое количество электронной техники — холодильники, стиральные машины — производится в России, поэтому нужды в подделках нет. Что имеет в виду Федеральная таможенная служба, говоря о поддельной электронике на российском рынке, непонятно, об этом надо спросить ведомство. У РАТЭК никаких данных о поддельной электронной продукции нет, а у таможни, видимо, есть какая-то фактура по этому вопросу, но она ей с нами не делится».
Что же за загадочная контрафактная электроника проникает в Россию под прикрытием параллельного импорта? Журналист «Московской» обратился за разъяснениями в Федеральную таможенную службу.
ФТС России не ведет учет выявленных контрафактных товаров по отдельным видам электронной техники (телевизоры, ноутбуки, смартфоны и т.п.), а также по отдельным брендам, сообщили изданию в пресс-службе ведомства.
«Обращаем внимание, что термин «контрафакт» может применяться не только по отношению к поддельным товарам, но и к оригинальной качественной продукции, ввезенной на таможенную территорию с нарушением прав интеллектуальной собственности правообладателя, т.е. без его согласия (за исключением товаров, в отношении которых легализован параллельный импорт)», — отметили в Федеральной таможенной службе.
В ФТС также сообщили, что в январе-августе текущего года таможенными органами выявлено более 6,7 млн единиц контрафакта (за восемь месяцев 2021 г. – 4,9 млн единиц контрафакта), возбуждено 410 дел об административных правонарушениях в сфере защиты интеллектуальной собственности (за восемь месяцев 2021 г. – 468 дел). Предметами правонарушений чаще всего являются товары народного потребления: одежда и обувь, детские игрушки и игры, парфюмерия и косметика, автозапчасти и автомобильные аксессуары, сумки, рюкзаки, посуда, велосипеды и др.
География стран-отправителей контрафактной продукции достаточно широка, отметили в ведомстве, — так, в 2021 году пресечены попытки ввоза контрафактной продукции из более чем двух десятков стран. Основными поставщиками контрафакта стали страны юго-восточной и центральной Азии, в меньшей степени – страны Европейского региона.
Как таможня выявляет контрафакт?
Эффективными инструментами защиты прав владельцев торговых марок зарекомендовали себя таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), система управления рисками, приостановление срока выпуска товаров, обладающих признаками контрафакта, рассказали в пресс-службе ФТС. В 2022 году (по состоянию на второй квартал) в ТРОИС включено 167 новых объектов, на сегодняшний день общее количество зарегистрированных объектов в реестре составляет 5 915. Эти механизмы позволяют выявлять контрафактную продукцию на различных участках работы таможенных органов, в том числе при таможенном декларировании, пересылке товаров в международных почтовых отправлениях, на этапе осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.
Также при контроле таможенники ориентированы на получение сведений о визуально определяемых признаках контрафактного производства и упаковки товаров, добавили в ФТС: например, это может быть некачественное или неаккуратное исполнение товарных знаков и их нанесение на товары и упаковку. Информация о признаках контрафактной продукции интегрируется в систему управления рисками для применения к товарам дополнительных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение. Ещё одна из важнейших мер – это таможенная экспертиза, по результатам которой могут быть подтверждены подозрения в контрафактном (поддельном) происхождении товаров.
Если товар контрафактный (поддельный), его выпуск не допускается, а в отношении перемещающего лица применяются меры, предусмотренные действующим законодательством, пояснили в Федеральной таможенной службе.
В общем, какая именно поддельная электронная продукция попадает в Россию, Федеральная таможенная служба нам не сказала. «Московская газета» попыталась выяснить это, обратившись к эксперту в сфере интернет-коммерции, CEO сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace Дмитрию Ермолаеву.
Поддельные товары под известным брендом — это редкие случаи, в основном, в интернете продаются реплики, рассказал в беседе с журналистом издания Дмитрий Ермолаев: «Есть достаточное количество электроники, которая выглядит, как известный бренд, копирует его, но при этом имеет другой, неизвестный, ноунейм-бренд. На маркетплейсах много бытовой электроники такого типа: пылесосы, увлажнители, плойки, электроника в сфере красоты — фены, похожие на фены Dyson, например. Реплики делаются, в основном, в Китае. На маркетплейсах подделки, в основном — это электроника в сфере красоты. Эти товары оказываются на таких рынках, как ТЯК «Москва», «Садовод», «Люблино» — там можно найти в большом количестве и уникальные бренды, и реплики».
За максимально похожей на бренд внешностью товара скрывается не-брендовая «начинка», заметил Дмитрий Ермолаев.
«Почему селлеры, продавцы покупают реплики? Потому что они дешевле. А основная масса электроники удешевляется за счёт более низких параметров аккумуляторов. Какой-нибудь робот-пылесос Phillips может работать без зарядки полдня, а китайский аналог — несколько часов. У китайского беспроводного пылесоса-реплики может быть меньшая всасывающая способность, меньшая мощность. Такие устройства могут иметь и меньший срок работы», — говорит аналитик. — Эти товары попадают к российским потребителям через московские рынки или нелегальным ввозом. И когда они идут через таможню, там обычно не проверяют подлинность и оригинальность каждого товара, а работают с большими партиями».
Подделывать такую электронику как айфоны, конечно, сложно и дорого, но случаи уже были и в большом количестве, рассказал Дмитрий Ермолаев.
«Лет 5 назад были довольно частые случаи подделки айфонов, — напомнил эксперт. — Оригинальные айфоны выходят с одной симкой, а некоторые китайские айфоны выходили с двумя, и на этих гаджетах, что характерно, была установлена система Android, а не iOS. Заряда их аккумуляторов хватало на меньшее время, у устройств не было доступа к магазину App Store, и в целом, характеристики были хуже, особенно — качество и возможности экрана. При этом поддельных айфонов с системой iOS я не встречал».
Сейчас на маркетплейсах не продаются поддельные айфоны, но можно встретить поддельные айподы, рассказал аналитик: «Продаются они где-то за 3 тысячи рублей, ничего оригинального в этих айподах нет, у них хуже звук и другие характеристики тоже хуже, чем у оригинальных айподов».
Читайте также: