Найти тему
muksun.fm

Одной рукой даёт, другой — отнимает: как Центробанк спасает российскую экономику

Регулятор идет на самые решительные и непопулярные шаги, что привести инфляцию к целевому показателю 4% годовых.

    Регулятор идет на самые решительные и непопулярные шаги, что привести инфляцию к целевому показателю 4% годовых.
Регулятор идет на самые решительные и непопулярные шаги, что привести инфляцию к целевому показателю 4% годовых.

Центробанк после начала специальной военной операции на Украине принялся спасать российскую экономику. И это спасение было болезненным — 28 февраля регулятор поднял ключевую ставку до немыслимых 20%, чтобы поддержать инфляцию на приемлемом уровне. Это значит, что кредиты и ипотека стали фактически недоступны для населения. А спустя полгода ЦБ, несмотря на сложную ситуацию, стал печатать деньги для помощи госорганизациям. «Новые известия» рассуждают, с чем связана такая непредсказуемая политика ЦБ.

Противоречивый Центробанк

В 2021-2022 годах ЦБ России признали одним из самых непредсказуемых центробанков среди развивающихся стран. Такой вывод сделали, потому что аналитики часто ошибаются в прогнозах относительно решений Центробанка. С начала 2021 года банк России провёл 13 заседаний, и только в 6 из них прогноз аналитиков совпал с принятым решением.

В настоящее время ЦБ действует решительно, чтобы вернуть инфляцию к целевому показателю в 4%. Но пока к цели не приблизился: в августе годовая инфляция замедлилась лишь до 14,3%.

Чтобы достигнуть цели, глава Центробанка Эвира Набиуллина выступает против майнинга криптовалют, так как из-за этого в экономике появится много «лишних» денег. Для снижения инфляции также российские деньги вкладываются в зарубежные проекты, например масштабные стройки «Росатома».

Помимо этого, ЦБ предпринимает шаги для снижения благосостояния россиян, так как потребительский спрос может повышать инфляцию, и чем активнее люди что-то покупают, тем жестче становится политика банка России.

Также глава ЦБ в течение нескольких лет неоднократно выступала с заявлениями, что программа количественного смягчения, при которой регулятор поддерживает низкую ключевую ставку, вследствие становятся доступнее кредиты на развитие бизнеса и спросы — не вариант для России.

Но эта политика противоречит выпуску на рынок дополнительных 340 млрд рублей.

Госкомпаниям — исключение

Но ситуация меняется, когда в поле зрения попадают госкомпании и корпорации. В этом случае у ЦБ другая тактика. Так, в 2021 году Банк России поддержал семь крупнейших банков, напечатав для них 1 трлн рублей.

В 2022 регулятор, не делая каких-либо заявлений, стал списывать замороженную валюту с баланса Фонда Национального Благосостояния. Евро, фунты и иены словно пропали в никуда. А вместо валюты там словно ниоткуда появились рубли.

Деньги тут же направили на поддержку госкомпаний. Например, 50 млрд рублей досталось «Газпромбанку», 4,2 млрд рублей – фонду развития ЖКХ, 34,3 млрд рублей – «Аэрофлоту».

В продолжении своей стратегии регулятор в августе 2022 года выпустил для обсуждения документ «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях».

В документе ЦБ рассматривает организовать поддержку пострадавшим от санкций банков. Для этих целей может быть создан специальный фонд, формируемый за счёт отчислений финансовых посредников.

Но Национальный совет финансового рынка (НСФР) предупреждает, что в такой ситуации проиграют мелкие частные банки. И они вынуждены будут страдать из-за санкций госбанков.

«Новые известия» делают вывод, что в итоге ЦБ одной рукой выступает против инфляции, а другой — сам создаёт ее создает, печатая деньги на нужды госкомпаний. А в борьбе регулятора с инфляцией доступа к дешевому капиталу лишаются в первую очередь простые люди и малый бизнес.

ХМАО и ЯНАО разбогатели из-за санкций — доходы зашкаливают