Найти тему

2 принципа лояльности. Зачем и как воевать за сердца сотрудников?

Сначала кратко расскажу, что такое лояльность сотрудников и зачем она нужна, а затем дам два безотказных способа ее повысить.

(5 минут чтения)

Photo by Clay Banks on Unsplash
Photo by Clay Banks on Unsplash

Что такое и зачем нужна

Лояльность – это верность. Друзьям, семье, бренду, стране или компании. Ее главной чертой является иррациональность, то есть верность основана не на холодном расчете, а на чувстве. Именно поэтому высокопродуктивного и ответственного сотрудника, который проработал в компании много лет, далеко не всегда можно назвать лояльным, ведь его образцовая работа могла просто щедро и предсказуемо оплачиваться. Это мог быть всего-навсего холодный расчет – сотруднику было выгодно оставаться в компании и упорно трудиться. Ничего личного.

Но тогда как и когда проявляется лояльность? А вот когда холодный расчет вдруг показывает, что оставаться в компании или перевыполнять план уже невыгодно, но сотрудник остается и продолжает выкладываться, это можно объяснить только лояльностью.

Лояльность – это верность, основанная на иррациональных чувствах долга, уважения, солидарности, благодарности, восхищения и подобных. Именно эти чувства по отношению к своей компании побуждают сотрудника делать больше и лучше, относиться к проблемам фирмы с пониманием, закрывать глаза на ее недостатки, искренне желать ей успеха и на долгие годы связывать с ней свою жизнь.

Например, исследования показали, что нелояльные продавцы закрывают на 37% меньше сделок, чем лояльные. На этом фоне вряд ли удивит и другое наблюдение – самые успешные и прибыльные компании в своих отраслях практически всегда отличаются персоналом с высокой лояльностью. [1, с.35]

Photo by Marcus Woodbridge on Unsplash
Photo by Marcus Woodbridge on Unsplash

Но ключевая функция верности все же не в том, чтобы сделать компанию более прибыльной, а в том, чтобы не дать ей уйти на дно во время шторма. Любая компания однажды погружается в кризис, это лишь дело времени. Работы внезапно прибавляется, времени становится меньше, а денег начинает не хватать. Именно в этот критический период холодный расчет большинства сотрудников начнет выдавать результат "невыгодно". И если в прошлом компании удалось завоевать сердца хотя бы части из них, у нее есть шанс пережить этот шторм. Если нет, она обречена.

Все как в жизни, друзья не только познаются в беде, но и оказывают самую значимую поддержку именно тогда, когда мы в ней нуждаемся больше всего. Как же добиться этой мистической лояльности? Я опишу всего два простых способа. Существующих техник куда больше, но именно благодарность и солидарность дают самый мощный эффект.

Солидарность

«Мы пытались определить, что привлекает людей в компанию и удерживает их: то, что мы в первой десятке по рыночной капитализации, лидер направления в онкологии или что-то еще? И я сказал: «Нет, не это привлекло в Amgen большинство людей, которых я знаю. Их привлекла идея, что мы помогаем людям прожить дольше: мы побеждаем смерть». [2, с.84]

Один из самых верных способов добиться лояльности сотрудников – это позволить им увидеть в компании отражение себя. Своих ценностей и убеждений, своего характера и интересов, своих целей и достижений, вплоть до стиля одежды.

Photo by Annie Spratt on Unsplash
Photo by Annie Spratt on Unsplash

В примере выше речь шла о совпадении ценности и отчасти цели. Для сотрудников по-настоящему имело значение то, чем занималась компания – победа над смертью. Это рождало чувство солидарности, которое выливалось в лояльность.

К слову, ключевая функция миссии как раз в этом – с ее помощью компания привлекает не просто сотрудников и клиентов, а единомышленников, которые куда ценнее. Одновременно миссия отсеивает тех, кому с компанией изначально не по пути. Поэтому не пренебрегайте этим инструментом – ценности и характер компании должны быть на виду.

Солидарности можно добиться и иначе. Например, позволяя сотрудникам принимать участие в важнейших решениях, вы тем самым делаете их соавторами компании и ее успехов. Еще проще пробудить это чувство путем благотворительных проектов, которые имеют значение для сотрудников (в идеале они сами предлагают идеи). Стиль оформления офиса, логотипы и другие символы – все это тоже может стать источником солидарности.

Базовая идея предельно проста – нужно, чтобы сотрудников и компанию что-то объединяло. Чем больше, тем лучше.

Благодарность

Вспомните случай, когда вам сделали комплимент. Что вы почувствовали? Скорее всего, симпатию к этому человеку. Держу пари, что позже вы попытались его или ее отблагодарить. Может быть, тоже сделали комплимент, или стали снисходительнее к их недостаткам, или поделились полезным советом, или еще что-нибудь. Эта реакция нормальна и присуща почти всем людям – если нам делают бескорыстную услугу, какой бы она ни была, мы невольно стремимся ответить взаимностью, такой же бескорыстной.

Photo by Richard Brutyo on Unsplash
Photo by Richard Brutyo on Unsplash

Как вы уже поняли, эту благодарность мы можем ощущать не только к человеку, но и к компании. Если она делает нам что-то хорошее и при этом ничего не просит взамен, мы почувствуем к ней иррациональную благодарность, которая и является той бесценной лояльностью. Самое сложное движение в этом приеме – это бескорыстие. Недопустимо не только просить что-то взамен, но даже намекать на это. Все как в отношениях с людьми – подарок или забота должны быть реально искренними, иначе они в лучшем случае будет проигнорированы, а в худшем – оттолкнут.

Именно поэтому премия или комфортный офис редко вызывают искреннюю благодарность, ведь часто они являются чем-то самим собой разумеющимся. Даже такие крупные "подарки" компании, как оплата обучения если и вызывают это чувство, то лишь кратковременно. Ведь все понимают, что это инвестиция с прицелом на окупаемость.

Что же хорошего компания может сделать своим сотрудникам, чтобы они почувствовали благодарность? Пожалуй, самый простой прием – это признание. Только вдумайтесь, одна из самых частых причин ухода управленцев среднего и высшего звена – "Я чувствую, что компания меня не ценит". А ведь уход одного такого сотрудника может ее обанкротить.

Изображение от yanalya на Freepik
Изображение от yanalya на Freepik

В одном исследовании опрошенные "...отметили, что их воодушевляет на усердную работу похвала непосредственного руководителя. Здесь есть интересный нюанс — даже сотрудники, считающие количество позитивной обратной связи от руководителя достаточным, уверены, что трудились бы еще лучше, если бы похвалы было больше." [1, с.135]

Также сотрудники будут благодарны за доверие со стороны начальства – не заглядывать через плечо во время работы, не просить отчеты по каждой мелочи. Оценят они и свободу – позволить оформлять рабочее место на свой вкус, убрать дресскод, не заставлять соблюдать строгий график, если в этом нет необходимости, и т.д.

Что касается других способов вызвать благодарность, здесь легче не перечислять примеры, а сформулировать простой принцип – искреннее добро по отношению к сотрудникам вернется искренним добром по отношению к компании. Чем бы это добро ни было – забота, понимание или признание.

Вот и все. Благодарность и солидарность – два важнейших ингредиента лояльности сорудников к своей компании. Пользуйтесь!

Жмите 👍 и подписывайтесь, потому что дальше будет интереснее :)

Заглядывайте на мой канал в телеграм

Блог основан на этой Теории

Литература

  1. Вовлечённость и лояльность персонала от А до Я / Алексей Клочков. — Москва : Эксмо, 2022. — 240 с. ISBN 978-5-04-159856-3
  2. Война за таланты - Издательство «Манн, Иванов и Фербер» - Москва, 2005 - Ed Michaels, Helen Handfield-Jones, Beth Axelrod - пер. с англ. Ю. Е. Корнилович

#персонал #лояльность #социология #социальныйкапитал #солидарность #благодарность #hr