12,4K подписчиков

15 фактов о травле в российских школах

1,5K прочитали
Источник Pinterest
Источник Pinterest

Друзья, мне просто необходимо где-то в одном месте собрать наиболее интересные статистики по травле, которые я использую в работе. Решила посвятить этому публикацию, чтобы можно было быстро по одному клику всё найти. Вдруг кому-то из моих читателей тоже будет интересно.

Ссылки на источники всех исследований, на которые сегодня можно опираться, тоже приведу в конце публикации.

Итак, что на сегодня известно о травле в российской школе.

1. В среднем в мире каждого десятого ребёнка травят. Количество жертв школьной травли разнится от страны к стране и составляет от 6% до 64%. Прослеживается взаимосвязь между количеством травли (и в целом насилия в обществе), толерантности к травле (и в целом к насилию) и количеством лет, которые данное общество существовало (или существует до сих пор) под авторитарным / тоталитарным режимом.

2. Аналитика разных стран показывает, что успешно удаётся снижать количество школьной травли тем странам, где существует государственная антибуллинговая программа. Не просто частные инициативы или программы, созданные общественными или некоммерческими структурами, а именно государственная программа, спущенная сверху, как обязательная. Те страны, в которых травля приравнена к нарушению закона и предусмотрено наказание, не показывают эффективных цифр снижения случаев. Наказание работает хуже, чем профилактика и просвещение.

Источник Pinterest
Источник Pinterest

3. В целом исследований школьной травли в России значительно меньше, чем в некоторых других странах.Лидером в этой области (не по количеству травли, а по количеству исследований, данных и программ профилактики) является Норвегия. Именно там травлю начали прицельно изучать в 60-х годах. В России — значительная часть исследований и статей появилась в начале двухтысячных. Именно в Норвегии родилась одна из двух самых на сегодня известных и  эффективных программ профилактики Ольвеуса (вторая мощная программа сделана финнами, называется KiWa), которая сегодня работает во многих странах.

4. «Каждый второй» — цифра, которую вы уже могли встречать в моих публикациях и публичных выступлениях. Примерно каждый второй ребёнок когда-то в течение 10 лет школы подвергается травле(самое значимое исследование на эту тему говорит о 52%, данные UNICEF говорят о 46%, многие другие исследования, которые я привожу в конце публикации, все крутятся около цифры 50%). Это не значит, что прямо сейчас каждый первый травит каждого второго. Нет, в моменте исследования обычно показывают от 11 до 17%. Цифра «каждый второй» означает, что, когда мы сдаём своих любимых детей в первый класс и стоим 1 сентября на торжественной линейке, можно смело, охватывая взглядом этих крошек, полагать, что каждый второй когда-то в течение 10 лет испытает травлю. У кого-то она будет длиться полгода, у кого-то два, а у кого-то и все десять.

5. Когда я называю цифру «каждый второй», часто слышу такое: «Ну это потому, что все называют травлей всё подряд». И опять цифры это не подтверждают. У травли сегодня есть определение и признаки (и мы закрепляем это прямо сейчас законодательно). Признаки: физическое и/или психологическое насилие, целенаправленность, систематичность, неравенство сил. Так вот исследования показывают, что как только участникам исследования даётся точное определение травли и её проявлений, количество положительных ответов на вопросы удваивается. Указанные выше цифры — это именно цифры по травле с её четырьмя признаками.

6. По статистике телефона доверия в России каждые пять лет начиная с 2010 года количество обращений о насилии над детьми (как в семье, так и среди сверстников) растёт примерно в 3,5 раза. Не секрет, что точно так же отмечается стабильный рост количества детских и подростковых суицидов (в 2021 году на 37,4% по сравнению c 2020 годом).

7. Есть ли страны, в которых буллинга гораздо меньше? Да, есть. Северная Европа, в Швеции, например, 10 процентов. В Сингапуре практически не отмечаются случаи травли, впрочем, там же самая эффективная система образования на сегодняшний день. США к благоприятным не относятся, там от травли страдает каждый пятый, это лучше, чем у нас, но всё равно считается, что очень много.

Источник Pinterest
Источник Pinterest

8. В целом в разных исследованиях около 70% (где-то цифра чуть больше, где-то чуть меньше) детей указывают, что вовлечены в травлю в какой-то из ролей: агрессор, жертва или свидетель.

9. Роль свидетеля самая частая. Именно по молчаливому согласию свидетелей происходит травля. Именно поэтому самые эффективные антибуллинговые программы (в Северной Европе, например) — это те, в которых работают со всем коллективом, с потенциальными свидетелями, учат детей тут же реагировать на насилие, остановить здесь и сейчас или просигнализировать взрослому. Мы в России последнее называем «ябедничать». Самая редкая — роль агрессора. Роль жертвы — неустойчивая, часто дети после роли жертвы становятся агрессорами.

10. На сегодняшний день выделяется 4 вида травли: физический, вербальный, социальный (изоляция, бойкот), кибербуллинг. Несмотря на то, что всем кажется, что самый распространённый вид — кибербулиинг, и что всё стало хуже с появлением интернета, цифры это не подтверждают. Традиционные формы травли всё ещё преобладают над цифровыми.

Источник Pinterest
Источник Pinterest

11. Мальчики чаще вовлечены в травлю (в разных ролях), чем девочки.

12. Самые частые случаи травли отмечаются в 7-8 классах. Именно поэтому прокачку мягких навыков, трансляцию ценностей надо начинать сильно раньше, ещё в начальной школе. В идеале — в детском саду.

13. Отношение российских школьников к травле несколько более «толерантное», чем в среднем по выборке стран ОЭСР. К примеру, с утверждением «Я плохо себя чувствую, когда вижу, как других учеников травят» согласились только 77% российских школьников против почти 90% в среднем по странам ОЭСР.

14. 60% учителей не видят проблем с буллингом в Российских школах, не считают, что дети в их школе страдают от травли. Интересно, что другое исследование, проведённое с участием 2800 учителей из 75 регионов РФ, показало, что 70% учителей признаются, что подвергались травле со стороны учеников.

15. Ещё мне кажется интересным вот этот отрывок из одного из самых авторитетных исследований: «Ученики из семей с низким материальным статусом значимо ниже более обеспеченных учащихся оценивают качество отношений как с учителями, так и с одноклассниками. Они считают школу гораздо менее справедливым и безопасным местом. Ученикам, проживающим только с одним родителем, сложнее даются отношения с другими детьми. Уровень образования родителей при этом роли не играет. Получается, что школа подкрепляет социальное расслоение, которое закономерно будет вести к повышению уровня агрессии».

Источники:

Основное исследование, на которое сейчас ориентируются эксперты в РФ, подтвердившее цифру 52%

Авторитетное исследование, выявившее, что 70% детей сталкивается с травлей в той или иной роли, а также многие другие цифры, которые я показываю

Мониторинг экономики образования за 2020-2021 гг. ВШЭ, выявивший, что 60% учителей не видят травлю учеников

Аналитика мер противодействия школьному буллингу по странам за 2020 г, ВШЭ

Очень годное региональное исследование (Карелия), еще раз подтверждающее все цифры, которые я привожу

Исследование, выявившее, что 70% учителей сталкиваются с травлей в какой-то из ролей

Статистика по детским и подростковым суицидам

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.